«Убийца» фото
«Убийца»
Фото: Кадр из фильма

«Убийца»: как Финчер два часа пытал Фассбендера и всех зрителей

Самый скучный фильм Дэвида Финчера, или Как Майкл Фассбендер два часа повторяет одно и то же.
Ксения Щетинина
|
01 Декабря 2023

Дэвид Финчер, тот самый, кто подарил нам «Бойцовский клуб», «Семь», «Исчезнувшую» и множество других ошеломляющих картин, выпустил новый фильм. Премьера нового триллера с лаконичным названием «Убийца» состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале. Зрительный зал искупал режиссера в 6-минутных овациях, а некоторые критики уже назвали «Убийцу» самой зрелой из работ Финчера. 10 ноября триллер добрался и до широкой аудитории, выйдя на Netflix. И первые отзывы простых зрителей оказались менее восторженными, чем реакция в Венеции. Разбираемся, каким же все-таки получился триллер и стоит ли вообще тратить на него два часа жизни. 

О чем? 

Первоклассный наемный убийца (Майкл Фассбендер) вышел на очередную охоту. Он укрылся в пустующем офисном здании на одной из улочек Парижа и терпеливо выслеживает жертву. Каждый день он ждет, когда же в окне напротив появится человек, чью жизнь ему придется забрать. В томительном и однообразном ожидании киллер философствует про себя, размышляет о ремесле и разглядывает прохожих через прицел винтовки. Наконец-то заветное окно напротив озаряет свет, и там появляется жертва. Привычными движениями убийца раскладывает вещи, включает плеер, прицеливается и… промахивается. Такие ошибки не прощаются. Теперь за нерадивым киллером начинается охота, и единственный способ выжить – не промахнуться вновь и убить первым.

Похоже, Финчер больше не делает кино для зрителей – он снимает для себя

«Убийца» фото
«Убийца»
Фото: Кадр из фильма

Годами Финчер выпускал фильмы, которые заставляли зрителей по всему миру пищать от восторга. За ним прочно закрепилась слава режиссера, который чуть ли не лучше всех в мире делает триллеры. И так оно и было. Финчер мастерски манипулировал зрителем. Его истории всегда удивляли каким-нибудь зубодробительным сюжетным поворотом. Но, похоже, режиссеру надоело снимать развлекательное кино для широкого зрителя, и он начал творить больше для себя, чем в угоду аудитории. 

В 2020 году режиссер представил драму «Манк», которая отхватила пару «Оскаров», но покорить преданных поклонников не смогла. Байопик про американского сценариста Германа Манкевича понравился и вообще заинтересовал только тех, кому это имя было хоть как-то знакомо (краткая справка: это он написал сценарий к фильму «Гражданин Кейн» и множеству других культовых американских фильмов). Тогда широкий зритель разочарованно хмыкнул. Никакой по-финчеровски крутой интриги в картине не было. Золотой век Голливуда, сценарист самого Орсона Уэллса – это все, конечно, хорошо, но «Бойцовский клуб» или «Исчезнувшая» были как-то пободрее. 

Прошло три года, и вот Финчер представляет новый фильм. На этот раз триллер, еще и нуар, еще и по комиксам Алексиса Нолена (поговаривают, что режиссер мечтал об этой экранизации почти 20 лет!) 

У зрителя вновь затеплилась надежда увидеть первоклассный триллер. Но, похоже, Финчер устал снимать развлекательное массовое кино и вновь сделал что-то на радость себе, а не толпе. 

Убийца двух часов вашего времени

«Убийца» фото
«Убийца»
Фото: Кадр из фильма

Поклонники фильмов про наемных убийц могут сразу припомнить еще с три десятка подобных историй. Матерый киллер промахивается и сам становится мишенью. Все мы знаем это неписанное правило наемников. По следу героя идут его же коллеги. И обычно в таких фильмах не очень много философии, рефлексии или просто дум о вечном, зато в избытке перестрелок, погонь и зрелищных драк. «Убийца» Финчера – это монотонное путешествие из точки А в точку Б без единого сюжетного поворота. Скучная дорога по привычному маршруту с серым унылым пейзажам за окном. Автобус следует через остановки: Промах. Убийство. Убийство 2. Убийство 3. И так до конечной станции Отпуск. 

Убийца убил всех, кто ему угрожал и ушел на заслуженный отдых. Такой вот триллер. Трейлер к нему – и тот более интригующий. 

На протяжении всего фильма зритель имеет доступ к мыслям героя, к его внутреннему монологу. И все два часа герой повторяет свой кодекс: 

  • не импровизируй;
  • ввязывайся только в ту драку, за которую тебе платят; 
  • никому не верь. 

И все в таком духе. Герой повторяет это раз за разом, планомерно нарушая каждую из заповедей. 

До финальных титров остается надежда, что вот сейчас что-то произойдет, что-то случится, кто-то появится или что-то сделает, и историю понесет куда-то в совершенно неожиданное направление. Но нет. Есть в этом какая-то постирония: Финчер, который прославился благодаря тому, что обманывал ожидания зрителей и снимал картины с непредсказуемыми сюжетными поворотами, вновь обманул ожидания зрителей, выпустив наискучнейший фильм. 

Некоторые критики многозначительно называют «Убийцу» самым личным фильмом Финчера, другие – самым зрелым. Это все очень зыбкая риторика, за которой отчетливо прослеживается боязнь откровенно сказать, что тот самый мастер головоломок, тот самый Финчер снял откровенную ерунду. Выдохся, устал, изменились вкусы, пробует что-то новое – называйте как хотите. «Убийца» – это два часа изощренной пытки с мрачным Фассбендером. Кому-то и такое нравится. 

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров