«Чужой 3» (1992) фото
«Чужой 3» (1992)
Фото: Кадр из фильма

Мистер Финчер и его титры: видеоэссе к 60-летию знаменитого режиссера

Специальное видеоэссе «7ДнейКино» о мастерстве визуального вступления к фильму, приуроченное к 60-летию американского мэтра.
Святослав Бирючин
|
28 Августа 2022

*Опенинг (с англ. opening – начало, вступление; открытие) – фрагмент аудиовизуального произведения, представляющий его название (и – в большинстве случаев – имена создателей и компанию-производителя). В кино и на телевидении опенинг, как правило, предваряет основное развитие сюжета, сопровождается музыкальной темой и использует средства компьютерной графики (титры, спецэффекты и т.д.).

Дэвид Финчер известен своим перфекционизмом и дотошным вниманием к самым разным деталям кинопроизводства. Для настоящего автора, как известно, не бывает мелочей, и Финчер понимает это так же, как понимали великие кинематографисты прошлого – Чаплин, Хичкок, Уэллс, Мельвиль, Кубрик и т.п.

Опенинги проектов Финчера редко бывают похожими друг на друга. Более того: в классическом виде (анимированная заставка с открывающими титрами в начале фильма) они присутствуют не во всех работах режиссёра. Тем не менее, у финчеровских опенингов есть ряд общих черт: наряду с выполнением своей стандартной функции (предоставление справочной информации зрителю) они либо обыгрывают основной сюжет (обозначая жанр, ключевые метафоры, характерные детали или главный повествовательный трюк произведения), либо заявляют визуальную стилистику фильма. Иначе говоря, они всегда подсказывают нам, о чём или как будет рассказана история. Рассмотрим на примере полных метров режиссёра, как это работает.

«Чужой 3» (1992)

Аскетично оформленные титры поверх звёздного неба, сопровождаемые столь же скупым и невесёлым саунд-дизайном, недвусмысленно намекают, что перед нами – научно-фантастический фильм о космосе в духе Sci-Fi-лент Джона Карпентера и других авторов 1970-1980-х гг. Цельность опенинга периодически нарушают короткие тревожные вставки с картинкой из основного сюжета, превращающие опенинг в составную часть драматичной экспозиции начинающегося действия – то ли триллера, то ли хоррора.

«Семь» (1995)

«Семь» (1995) фото
«Семь» (1995)
Фото: Кадр из фильма

Нарочито «грязный» натуралистический видеоряд с тусклым светом, обилием сверхкрупных планов-деталей, беглой фиксацией вещественной среды больного мира жестокого маньяка, навязчивыми мерцающими вспышками и «прыгающими» артефактами изображения безошибочно указывает на жанр детективного триллера, снятого в мрачной неонуарной стилистике, где всё не то, чем кажется, неуловимый злодей всегда на шаг впереди преследователей, а по враждебному и неуютному городу расставлено множество таящих угрозу ловушек.

«Игра» (1997)

«Игра» (1997) фото
«Игра» (1997)

Пример суперкороткого опенинга, из которого убрано всё лишнее и оставлен только визуальный намёк на предстоящий сюжет: «Игра» – замысловатая головоломка, фильм-пазл.

«Бойцовский клуб» (1999)

«Бойцовский клуб» (1999) фото
«Бойцовский клуб» (1999)
Фото: Кадр из фильма

Идеальный образец того, как изображение и музыка в опенинге настраивают зрителя на то, чего стоит ждать от последующего действия. 3D-анимация и агрессивная закадровая композиция дают понять, что мы проникнем в жуткие лабиринты сумрачного сознания человеческого мозга, уподоблённого сложной системе электрических проводов, по которым бежит ток. Важно отметить, что в «Бойцовском клубе» опенинг не отделён от основного повествования затемнением или прямой склейкой, а плавно перетекает в сюжет – то есть не предваряет, а непосредственно начинает, запускает историю.

«Комната страха» (2002)

«Комната страха» (2002) фото
«Комната страха» (2002)
Фото: Кадр из фильма

3D-титры, застывшие на величественных зданиях нью-йоркского центра, подсказывают, что полноправным героем этой истории станет город. Точнее – функциональные особенности его сооружений. И, если в начале картины акцент делается на том, что снаружи, затем он переносится на то, что внутри. Кроме того, опенинг «Комнаты страха» авансом насыщает фильм необходимым «воздухом», «дыханием», объёмом и масштабом, поскольку дальнейшие события будут разворачиваться по преимуществу в замкнутом клаустрофобическом пространстве.

«Зодиак» (2007)

«Зодиак» (2007) фото
«Зодиак» (2007)
Фото: Кадр из фильма

В отличие от зрелищных опенингов «Семи» и «Бойцовского клуба», а также изобретательной открывающей анимации «Комнаты страха», «Зодиак» использует вполне традиционную схему представления фильма – вступительные титры поверх начинающегося действия. Главное, что обращает на себя внимание, – винтажный ретро-шрифт, отсылающий к американской газетной периодике 1960-1970-х гг. При исчезновении каждой буквенной строчки на экране на мгновение появляются символы некоего шифра, указывающие на будущую эпистолярную игру-головоломку серийного убийцы с полицией и прессой.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) фото
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)
Фото: Кадр из фильма

«Загадочная история Бенджамина Баттона» – единственный фильм Финчера, в котором опенинг отсутствует как таковой. После сменяющих друг друга логотипов Paramount и Warner Bros. Pictures основная история стартует сразу же, без раскачки и продолжается вплоть до финальных титров, где мы впервые видим имя режиссёра и других создателей ленты, а также – её название. Подобному тому, как главный герой истории проживает жизнь задом наперёд – от старости к младенчеству, титры, представляющие ключевую информацию о фильме, располагаются не в начале, как это бывает обычно, а в конце экранного хронометража. Необычная история требует необычного подхода.

«Социальная сеть» (2010), «Исчезнувшая» (2014)

«Социальная сеть» (2010) фото
«Социальная сеть» (2010)
Фото: Кадр из фильма

Самые безынтересные вступительные титры в фильмографии Финчера сопровождают стартовые отрезки «Социальной сети» и «Исчезнувшей». Единственное, за что цепляется глаз в первом случае, – название фильма, оформленное в фирменном фэйсбучном дизайне конца 2000-х.

«Девушка с татуировкой дракона» (2011)

«Девушка с татуировкой дракона» (2011) фото
«Девушка с татуировкой дракона» (2011)
Фото: Кадр из фильма

Опенинг «Девушки с татуировкой дракона» – своего рода ренессанс Финчера, возвращение к истокам, напоминающее, прежде всего, вступительный ролик «Бойцовского клуба». Вновь брутальная компьютерная анимация, вновь энергичный музыкальный трек (на сей раз – кавер-версия культовой «Immigrant Song» из репертуара «Led Zeppelin»), что в совокупности вполне себе тянет на самостоятельный клип, подходящий по духу скорее научно-фантастическому сериалу, чем детективному триллеру. Впрочем, при всей стилистической непохожести («кошмарное аморфное видение в жидком монохроме») на остальное действие этот опенинг нельзя назвать в полной мере абстрактным и совсем оторванным от фильма. Лица Дэниела Крейга и Руни Мары вполне узнаваемы, связка «змей»-проводов намекает на цифровой мир, в котором обитает главная героиня, а уж клавиатура, кляп во рту, тонущий мужчина, мотоциклетная шина и татуировка на левой лопатке – самые что ни на есть конкретные детали сюжета.

«Манк» (2020)

«Манк» (2020) фото
«Манк» (2020)
Фото: Кадр из фильма

Вишенка на финчеровском торте опенингов – спокойное и не особенно динамичное, но стильное и крайне уместное вступление к «Манку»: современная картина о временах классического Голливуда начинается как изящная стилизация под американские чёрно-белые фильмы 1930-1940-х гг. и выдерживает заданную эстетику до самого конца. Байопик повествует о сценаристе – человеке, зарабатывающем на жизнь буквами, поэтому скромных открывающих ретро-титров для погружения в сеттинг здесь вполне достаточно. Чего не скажешь о количестве фильмов режиссёра и нашем к этому отношении: мистер Финчер, снимайте ещё! И – с юбилеем!

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров