«Сестры» (2022) фото
{{ label }}

«Сестры»: российский пост-хоррор о домашнем насилии с Никитой Ефремовым

Ирина Старшенбаум и Никита Ефремов – в, возможно, первом настоящем пост-хорроре в России.
Иван Афанасьев
|
21 Ноября 2022

Аня живет счастливой, на первый взгляд, жизнью: ребенок, красивый муж, обеспечивающий семью, большая ухоженная квартира. Ее основное хобби – готовка: она тратит на это целый день, чтобы пришедший с работы Андрей не остался без ужина, да еще и успевает между делом тортики печь и выкладывать в соцсетях. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле Аня несчастна: одежда скрывает синяки от побоев супруга, который даже не разрешает ей выходить из дома, теща постоянно поносит за все на свете «нерадивую мать», сбежать тоже некуда из-за семейной трагедии в прошлом. В один момент, отчаявшись, девушка пускает клич в интернете с просьбой о помощи. Так Аня узнает об обществе «сестер», которые помогают жертвам домашнего насилия – правда, весьма радикальным способом.

«Сестры» (2022)
Фото: Кадр из фильма

С хоррорами в России все всегда было довольно печально. Главные (или, вернее, наиболее известные) авторы до поры до времени опирались на устаревший формат, когда весь смысл фильма заключался лишь в том, чтобы напугать зрителя самыми примитивными способами. И даже получалось, но чаще всего – качеством компьютерной графики и актерами-истуканами, изображающими, а не отыгрывающими своих плоских персонажей. Но те, кто давно следит за жанром, в курсе, что сейчас в моде «умный подход»: глубокие характеры, метафоричность и ужас как средство усиления истории, а не единственная цель повествования. Именно по такому пути идут «Сестры» – и делают это с большим знанием дела. И, кажется, теперь мы знаем (ну или можем догадываться), что Ирина Старшенбаум, не только сыгравшая роль Ани, но и заявленная здесь в качестве креативного продюсера, большой знаток хорроров.

«Сестры» (2022)
Фото: Кадр из фильма

По крайней мере, она прекрасно понимает, где грань между фарсом и человеческой драмой, облаченный в одежду мистического триллера, и разыгрывает свою роль домохозяйки-заложницы, задействуя очень широкий диапазон эмоций. А это – главное в современном хорроре: умение вовлечь зрителя в заведомо не реалистичную историю, дать ему поверить, что происходящее на экране – правда. Для этого нужен материал, который заденет за живое. Судьба Ани, вынужденной выбирать между личной свободой и семьей (а со временем и этот выбор испаряется), отзывается в сердце, даже если в целом скептично настроен к жанру «страшного фильма». Потому что сложно не понять отчаяние женщины, которая находится между молотом и наковальней – между милым на вид, а на деле отвратительным мужем-насильником (Никита Ефремов здесь – просто дьявол) и ребенком, который используется как эффективное средство манипуляции чувствами Ани.

«Сестры» (2022)
Фото: Кадр из фильма

И все это могло бы просто быть драмой о домашнем насилии – тема, которая, к гадалке не ходи, в ближайшие годы станет одной из главных в нашем кино и сериалах. Грустно, конечно, что для того, чтобы объяснить ее важность для дискурса в современном российском обществе, приходится подключать хоррор-механизмы и утрировать очевидное, но можно точно сказать – «Сестры» несут в себе терапевтический эффект. Очевидная мысль, что манипуляции чувством вины и ответственности на пару с жонглированием силой никогда до добра не доводят, усиливается простенькой, но эффектной городской легендой из интернета – при этом финал у фильма максимально реалистичный для фильма подобного жанра. Жаль, что это кино посмотрит не так много людей, сколько должны бы. Зато можно быть уверенным, что хоть кому-то после просмотра станет по-настоящему страшно, и вовсе не от наличия страшных теток в апостольниках.

{{ label }}






Новости партнеров

популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.