«Сердце пармы» (2022) фото
{{ label }}

«Сердце пармы»: российский блокбастер, способный конкурировать с «Игрой престолов»

Российское зрелищное кино о кровавых битвах и стойкости русского характера. Последняя роль Сергея Пускепалиса.
Ольга Маршева
|
29 Сентября 2022
2022
драма, история
Режиссер Антон Мегердичев
Россия
7.5

Много сотен лет назад и где-то далеко за Уралом правит своими землями добрый пермский князь Ермолай. Народ его любит, враги уважают – Ермолай не ищет войны, не зарится на чужие территории и даже к языческой религии своих «соседей» вогулов вполне лоялен. Но бес (а точнее – алчный епископ) попутал – у князя в руках оказывается языческий идол, «золотая баба», ради которой вогулы готовы на все. После их набега на княжескую столицу Чердынь в живых остаются только маленький сын князя Михал (Михаил), его подружка и будущая жена-язычница Тичерть (которая ко всему прочему еще и умеет превращаться в рысь), а также правая рука уже покойного князя, мудрый воевода Полюд (Сергей Пускепалис).

«Сердце пармы» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Проходят годы, Михаил растет, становится мудрым правителем, строит свое маленькое космополитическое княжество и старается держаться подальше от Москвы. Но Москва сама к нему приходит. У Михаила два варианта – или покориться московскому царю Ивану III, отказавшись от семьи и убеждений, или погибнуть самому.

«Сердце пармы» (2022)
Фото: Кадр из фильма

«Сердце пармы» (2022) Антона Мегердичева – неожиданно качественный и масштабный российский блокбастер, сравнимый по зрелищности с «Игрой престолов». Снят по одноименному роману Алексея Иванова – но от первоисточника, честно говоря, в нем мало что осталось. Что ж, это даже к лучшему: после фильма хочется взять книгу и сравнить.

Первые две трети фильма (а идет он долго, больше двух с половиной часов) – это история противостояния маленького человека мирозданию. Сначала Ермолай, а потом и его сын Михаил (потрясающий, как, впрочем, и всегда, Александр Кузнецов) пытаются не противиться злу и жить в мире со всеми. Но приходит время, и нужно делать экзистенциальный выбор – «не по чину, а по чести».

«Сердце пармы» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Батальные сцены в фильме жестоки и кровавы – но шокирующий эффект достигается не за счет натуралистичности, а из-за четкого ощущения бессмысленности происходящего. 

В романе после встречи с московским царем Иваном Михаил меняет свои убеждения и присоединяется к строительству «великой русской империи». В фильме речь царя (Федор Бондарчук) звучит не то чтобы убедительно, и никакого идеологического «перерождения» Михаила ждать не стоит. Он возвращается в свою выжженную и разоренную Чердынь, чтобы сеять хлеб. И, как в русской поговорке – «не стоит село без праведника», – к нему приходят люди, один за другим, чтобы строить что-то новое – не мечами, а плугом и косами. 

«Сердце пармы» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Ну, и вот еще что: в «Сердце Пармы» отличные актерские работы – помимо Кузнецова и Пускепалиса прекрасны также Роза Хайруллина, Евгений Миронов в роли крестителя Ионы и Владимир Свирский в собирательном образе Васьки Калины, простого русского мужика-страдальца, живучего вопреки любой логике мироздания.

{{ label }}






Новости партнеров

популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.