Антон — амбициозный ученый, занимающийся разработками в области искусственного интеллекта вместе с братом Давидом. Со дня на день он собирается представить уникальную технологию по переносу человеческого сознания в копию-нейросеть. Но все идет не по плану, и они лишаются инвестора. Новый источник денег (это пожилой бизнесмен) согласен финансировать проект, если ученые смогут спасти его умирающую от неизлечимой болезни дочь. Тем временем Антон, желая протестировать свои разработки, тайно копирует сознание жены брата Веры. Разумеется, постепенно он влюбляется в нейросетевого клона, который все больше походит на реальную Веру, но этот опыт заходит слишком далеко.
Ироничная шутка о том, что до российского кино все мировые тренды доходят с опозданием, в «Реплике» окончательно перестает быть шуткой: спустя 10 лет у нас наконец-то сняли свою версию «Из машины»! На вопрос «зачем?» ответ не обязательно будет очевидным: все-таки, когда Алекс Гарленд снимал свой философский сай-фай, тема ИИ была еще диковинной и не вошла так прочно в нашу жизнь. Поэтому дебютный фильм Амира Исаева вполне мог бы сказать что-то новое и актуальное по этой теме. Сказал? Нет. Ну а хоть что-то сказал? Да, но иногда, чтобы казаться умнее, имеет смысл и промолчать.
«Реплика» — это не просто вторичное кино. С этим как раз особых проблем нет — ну, вторичное и вторичное, как будто в любимых всеми кинокомиксах до финала «Мстителей» было так много нового и оригинального. Дело в том, что у фильма вообще нет своего лица. После просмотра таких картин ловишь себя на мысли и пытаешься вспомнить, а что там вообще происходило, кроме бесконечных разговоров (и это в фантастике!) об опасности цифровизации человеческой души, которые мы слышали еще в «Бегущем по лезвию»? Есть один кинокритический штамп: «Выглядит, как эпизод «Черного зеркала». «Реплика» выглядит, как, простите, реплика (неудачная) вполне конкретного эпизода британского сериала — «Я скоро вернусь». Первая серия второго сезона, 2013-й год. Черт, шутка про запоздалые тренды разрастается!
Именно из-за того, что сценарий у фильма мертворожденный, сам похожий на копию других текстов, хорошие актеры играют соответствующе — без искры и жизни в глазах. Хуже всех справилась Софья Лебедева — яркая, прекрасная актриса, по идее, играющая постепенно оживающего «робота». Парадоксально, но лучше всего она выглядит, когда играет на минимуме эмоций в самом начале фильма. И чем дальше, тем сильнее чувствуется искусственность и неестественность происходящего. Мало фильмов, которые умеют воссоздать эффект «зловещей долины», но у «Реплики» это получается. Ученым от мира кино еще предстоит осмыслить этот феномен, но, возможно, объяснение проще, чем кажется — не стоит снимать фильмы-гомункулы, если не хотите получить на экране аудиовизуальный труп.