Едва ли кто-то будет спорить с тем, что мода циклична и тренды периодически возвращаются. Так, российские кинематографисты в этом году порадовали зрителей картинами о 1930-х, 40-х и 90-х. Яркие, колоритные ленты и сериалы, отражающие эпоху, продолжают держаться в различных топах. Предлагаем взглянуть на десятилетие, по стилю которого давно уже соскучились, — в атмосферные кинематографические 80-е.
Это было время формирования современной популярной культуры — яркий взрыв творчества, затронувший кино, музыку и индустрию одежды одновременно.
«Клуб «Завтрак» (1985)
Лента Джона Хьюза — настоящее отражение подростковой культуры 80-х, где всего одна школьная суббота меняет судьбы нескольких учеников. «Они были чужими друг другу, пока не оказались в одно время и в одном месте», — гласит слоган картины. И не случайно. Пятеро абсолютно разных подростков — «принцесса», «спортсмен», «мозговитый», «задира» и «чудачка» — вынуждены провести день вместе. Каждого из них привели в «Клуб «Завтрак» свои проблемы и переживания, которые на людях все привыкли скрывать. Задание учителя написать сочинение на тему «Кем вы себя представляете?» толкает подростков на серьезные разговоры и поиски своего настоящего я.
«Этот фильм — не только социальный портрет 80-х, но и ода свободе и смелости быть собой»,
— считают кинообозреватели «Синематеки» на «Радио 7».
«Лицо со шрамом» (1983)
Криминальная драма с элементами гламура 80-х стала знаковой для своего времени. Брайан Де Пальма создал для большого экрана не просто криминальный триллер, а концентрированную историю о жажде успеха и тяге к власти.
Культовый американский криминальный драматический фильм, в котором Аль Пачино воплощает образ Тони Монтаны — эмигранта, решившего стать «королем» Майами, — редкий пример серьезного раскола во взглядах профессиональной киноиндустрии: лента одновременно была представлена в нескольких номинациях на «Золотом Глобусе» и принесла своему создателю номинацию на «Золотую малину» за худший фильм.
«Стильная одежда, пышные вечеринки, роскошь и бескомпромиссные амбиции. Фильм обрамлен экстравагантным стилем десятилетия, а некоторые реплики Тони вроде «Say hello to my little friend» вошли в историю. Это не просто фильм, а мрачная и притягательная хроника той эпохи»,
— уточняют кинообозреватели.
«Рискованный бизнес» (1983)
Лента Пола Брикмана о буднях старшеклассника в Чикаго — метафора на тему взросления и жажды свободы, которая особенно остро чувствуется в подростковом возрасте. В главной роли в картине сыграл Том Круз.
В фильме присутствует атмосфера дерзости и легкой авантюры. Ну, и, конечно, та самая культовая сцена, где Круз в белой рубашке и носках танцует под «Old Time Rock & Roll» — момент, ставший символом молодости, беззаботности и стремления к независимости.
По сюжету Джоэл живет размеренной жизнью школьника-подростка: днем пытается соответствовать желанию родителей попасть в университет Лиги плюща, а по вечерам грезит о любви и вечеринках. Однажды парень решается на авантюру. Однако план хорошенько отдохнуть с друзьями, пока родители уехали из города, проваливается. Вечеринка выходит из-под контроля молодого человека. Чем это все закончится?
«Голубая бездна» (1988)
«Голубая бездна» — первая англоязычная работа знаменитого француза, подарившего миру франшизу «Такси», ленту «Люси», «Подземку» и много других картин, покоривших мир. Музыка, визуальный стиль и неспешный ритм создают медитативную атмосферу, словно погружая зрителя на глубину вместе с героями.
«Люк Бессон перенес на экран красоту и спокойствие океанских глубин, создав фильм о соперничестве, романтике и духовном поиске. История основана на реальных событиях и посвящена жизни фридайверов, которые стремятся познать тайны подводного мира»,
— характеризуют фильм кинообозреватели «Радио 7».
По сюжету два друга (француз Жак Майоль в исполнении Жан-Марка Барра и итальянец Энцо Молинари в исполнении Жана Рено) вместе росли на одном из греческих островов. Взгляды на жизнь у них сильно разнятся, и все же объединяет обоих одно — любовь к подводному миру. Опасный спорт для них не детское увлечение, а настоящая страсть, цена которой — жизнь.
«Бегущий по лезвию» (1981)
Футуристический шедевр Ридли Скотта по научно-фантастическому роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» вышел на экраны в начале 1980-х. В своей работе английский режиссер объединил, как казалось, все составляющие успеха: звездный каст, философский сюжет, продуманный до мелочей визуальный образ и многое другое. Однако в первый уикенд лента с треском провалилась в прокате. В чем же заключается ценность такой картины сегодня?
Ридли Скотт демонстрирует на экране мрачный мегаполис будущего, где живут репликанты — биороботы, созданные по подобию человека. Главный герой — Декард в исполнении Харрисона Форда, который охотится на таких «искусственных людей», но в процессе начинает сомневаться в своей миссии.
«Бегущий по лезвию» — это больше, чем научная фантастика. Это манифест о нашем отношении к технологиям, правде и искусственному будущему, который оказался пугающе пророческим»,
— отмечают обозреватели «Синематеки».
Если вам понравится картина, также советуем посмотреть сиквел под названием «Бегущий по лезвию 2049», вышедший на экраны в 2017 году. В новой ленте Ридли Скотт взял на себя обязательства продюсера, уступив режиссерское кресло Дени Вильневу.
«Очень странные дела» (2016 — наст. вр.)
Хотя этот сериал современный, его создатели так ловко передали атмосферу 80-х, что он стал настоящим ностальгическим хитом. Мистическая история о пропавшем мальчике и таинственном мире изнанки не только держит зрителя в напряжении, но и возвращает в прошлое благодаря узнаваемым деталям — от декораций до музыки.
Для нового поколения сериал стал знакомством с эстетикой 80-х, а тем, кто жил в это время, он возвращает воспоминания о юности и фильмах детства.
Стоит заметить, что этот сериал хоть и рассказывает о приключениях детей, но нацелен отнюдь не только на детскую аудиторию. Трогательная история о дружбе и любви способна затронуть многих взрослых. Детективное фэнтези с элементами хоррора наполнено глубоким знанием психологии и многочисленными аллюзиями на Спилберга, Кинга, Кубрика и многих других классиков кино и литературы.
«Кокон» (1985)
И завершает подборку комедийная фантастическая лента Рона Ховарда, награжденная двумя статуэтками «Оскар», — причудливый фильм о тайне и чуде второй молодости под названием «Кокон».
По сюжету обитатели дома престарелых ведут размеренную жизнь. Однажды группа пожилых людей обнаруживает в бассейне инопланетные коконы. Тогда-то жизнь героев резко меняется: вновь оживают энергия, мечты и желание танцевать. К ним возвращается давно ушедшая молодость!
«Кокон» нежно напоминает, что чудеса всегда рядом и даже самые обычные дни могут принести неожиданные подарки, если только мы готовы к ним.