«Тьма» (2017 – 2020) фото
{{ label }}

Стивен Кинг в Чернобыле: за что весь мир полюбил немецкий сериал «Тьма»

Путешествия во времени, библейские мотивы и мрачная атмосфера – рассказываем, что же такого нашел зритель в загадочном проекте Netflix.
Анастасия Седова
|
08 Ноября 2021
2017
драма, фантастика, криминал, триллер, детектив
Режиссер Баран бо Одар
Германия, США
IMDb8.8
Кинопоиск8.1
8.1

Первый сезон сериала «Тьма» вышел на стриминговом сервисе Netflix в 2017 году и оказался относительно незамеченным. Нет, своя фан-база у проекта организовалась достаточно быстро – зрители сразу уловили намеренные отсылки авторов к произведениям маэстро ужасов Стивена Кинга и заразились действительно гнетущим колоритом немецкой глубинки, где каждый второй персонаж измазан то ли кровью, то ли грязью. Однако настоящая популярность к сериалу пришла со вторым и третьим сезонами, когда стало окончательно ясно – «Тьма» далеко не просто калька с «Оно» и не попытка сыграть на теме Чернобыля (к слову, нашумевший сериал HBO вышел после премьеры «Тьмы»), а самобытный проект, создающий собственную пугающую вселенную, разобраться в устройстве которой зачастую бывает крайне сложно. Объясняем, чем же создателям «Тьмы» удалось зацепить аудиторию, а что у них наоборот не вышло.

О чем сериал

Осторожно – далее возможны спойлеры.

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

Все события «Тьмы» происходят в небольшом немецком городе Виндене и захватывают значительный временной промежуток между концом 19 века и серединой 21-го. Точкой отсчета становится современность, а главными героями – обычные винденские школьники со своими подростковыми проблемами и первыми влюбленностями, а также их родители с тревогами чуть масштабнее, но тематически точно такими же, как и у их детей. Сами того не осознавая, все они оказываются втянуты в тревожные события на стыке научной фантастики и религиозных практик и попадают в настоящую временную петлю, только усиливающую и без того запутанные отношения между персонажами.

В центре сюжета – подросток Йонас Канвальд, который узнает, что его покончивший с собой в недавнем прошлом отец на самом деле является братом его близкого друга, тоже подростком, пропавшим некоторое время назад. Причина этой аномалии – перемещения во времени, ставшие возможными благодаря аварии на местной АЭС. Теперь жители Виндена поочереди начинают сновать из настоящего в прошлое и будущее в личных целях, а сам Йонас пытается распутать узел, ведущий к трагическим последствиям – мировому апокалипсису. На фоне всего этого гибнут дети, распадаются семьи, а загадочная религиозная группировка путешественников во времени пытается манипулировать всеми участниками событий ради выполнения фанатичной и ужасающей миссии.

Стивен Кинг и Ко

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

Ассоциации с произведениями Стивена Кинга и их экранизациями вызывает прежде всего первый сезон «Тьмы» – именно там впервые появляются архетипы таинственной пещеры, в которой пропадают люди, вырвиглазно-желтый плащ главного героя (прямо как у маленького Джорджи из «Оно»), мертвые дети и метафора нависшего над маленьким немецким городком Винденом первобытного и абсолютного зла. Насколько намеренными были пересечения со Стивеном Кингом в начале существования «Тьмы», сказать сложно, однако они пришлись очень кстати – первая часть новой кинодилогии Энди Мускетти «Оно» вышла в один год с первым сезоном сериала, и это совпадение явно сыграло на руку популярности проекта Netflix.

Среди других похожих на «Тьму» проектов часто называют «Очень странные дела» и «Твин Пикс». Однако сравнение этих сериалов довольно условно. Если представить воображаемую зрительскую систему координат от самого незамысловатого сюжета к сложному произведению искусства, то «Тьма» окажется аккурат посередине между попсовыми и метамодернистскими «Странными делами» и сюрреалистичным «Твин Пиксом» гения Дэвида Линча.

Головокружительный сюжет и проблемы «Лоста»

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

Начинаясь как довольно интригующий хоррор-сериал о путешествиях во времени, загадочных убийствах маленьких мальчиков и злом роке, «Тьма» начинает набирать обороты со вторым сезоном. Именно там раскрывается тема апокалипсиса, закручиваются сценарные гайки в разрезе библейских отсылок и окончательно смешиваются научная и религиозная линии. В третьем же сезоне к этом набору добавляется еще и параллельный мир, что окончательно ставит зрителя в тупик.

Формирующаяся поначалу логичность происходящего к концу становится призрачной – расплываются мотивации героев, а некоторые линии буквально забрасываются авторами и остаются без продолжения. При этом практически каждая серия «Тьмы» завершается клиффхэнгером (неожиданной концовкой, которая требует пояснения в следующей серии), что кажется захватывающим в самом начале, но начинает раздражать под конец.

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

Вызывать легкую брезгливость к третьему сезону сериала начинают и библейские отсылки, напускная загадочность и повторяющиеся из раза в раз высокопарные фразы («Все, что мы знаем, это лишь капля в океане неизвестности»). Флер таинственности и мистицизма, от души приправленный научными теориями и понятиями (черные дыры, кротовые норы, кот Шредингера – в «Тьме», кажется, наберется целый словарь для популяризации науки) в какой-то момент затмевают и сюжет, и персонажей, а сам сериал теперь напоминает печально известный «Остаться в живых».

У проекта о потерявшихся во времени и пространстве жертвах авиакатастрофы были примерно те же проблемы с логикой происходящего – сценаристы «Лоста» в какой-то момент настолько запутали себя и зрителей, что не смогли найти выхода из ситуации, отсняв шесть сезонов отборной мешанины и бросив преданных поклонников без ответов. К счастью, авторы «Тьмы» сумели вовремя остановиться и закончить расширять собственную вселенную и выдуманные миры на третьем сезоне – правда, от этого концовка сериала стала отдавать поспешностью и скомканностью.

Тема семьи и любовная линия

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

И все-таки ницшеанские и библейские мотивы, сравнение бога со временем и поиски места рядового человека в этой системе координат, которые могут вызывать вопросы, отступают перед другой центральной темой «Тьмы» – темой семьи. Семья в рамках идеологии сериала – это основная ячейка мироздания, именно ради семьи персонажи совершают те поступки, что изменят ход событий. Родители готовы пойти буквально на все ради детей, ну а дети практически не щадят ни нервы, ни жизни собственных родителей. В конце концов, основой и единственными обитателями двух параллельных миров, за которыми наблюдает зритель в течение трех сезонов, оказываются члены одной и той же семьи – и это не метафора, а данность.

Дети и родители во «Тьме» не только похожи внешне (спасибо прекрасному касту), но и взращивают внутри себя одних и тех же демонов – если родителю были не чужды грехи вроде прелюбодеяния, то и его ребенок почти наверняка разрушит свою жизнь тем же путем. Отцы и сыновья, матери и дочери на протяжении трех сезонов ходят одними и теми же дорогами – во многом из-за генетики и судьбы, но и по причине манипуляций со стороны так называемых путешественников во времени. При этом отношения между членами одной семьи порой могут показаться неестественными и даже извращенными – временная петля, соединяющая разные временные периоды, запутывает и искажает то, что мы привыкли считать нормой вещей. Мать здесь вполне может оказаться дочерью своей же дочери, а зритель начинает мучиться извечным вопросом философов – что же было первым, курица или яйцо? Во «Тьме» – и то, и другое существуют одновременно.

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

И если семейная тематика раскрывается в сериале удивительно необычно и крайне изобретательно, то с любовной линией у шоу не все так гладко. Главной парой «Тьмы» оказываются подростки (по крайней мере в этом возрасте мы знакомимся с героями) Йонас и Марта – именно они становятся своеобразными Адамом и Евой существующего в рамках «Тьмы» мира. На их надчеловеческую связь нам стараются намекать с самого же начала, однако между актерами напрочь отсутствует химия, а в судьбоносную любовь между двумя запутавшимися школьниками верится отчего-то с большим трудом – да и все, что из нее вытекает, в какой-то момент начинает казаться раздутым допущением.

Атмосферность и музыка

«Тьма» (2017 – 2020) фото
«Тьма» (2017 – 2020)
Фото: Кадр из сериала

Собственно, то, из-за чего этот сериал и полюбила публика – мрачный колорит с сероватыми пейзажами немецкой глубинки, неспешность повествования и потрясающие саундтреки. Тусклые краски окружающей героев «Тьмы» реальности одновременно задают настрой восприятию происходящего и контрастируют с яркими оттенками, обозначающими научные явления. К примеру, комната, где герой под псевдонимом Ной пытается создать машину для перемещений во времени и ради этой цели мучает детей, окрашена в издевательские голубые и радужные цвета. Своеобразным маркером становится и яркий желтый плащ Йонаса, а позже Марты – на фоне общей серости он выделяется совсем не случайно, а с целью обозначить главные движущие силы всей этой истории.

Музыкальные же композиции, звучащие как правило под конец каждой серии, помогают создавать атмосферу и почти наверняка в том или ином количестве окажутся в вашем плейлисте после просмотра. Тут и удивительно созвучная повествовательному тону сериала Агнес Обель, и осовремененные каверы на классические хиты вроде «What a Wonderful World» Луи Армстронга, и экзистенциальные треки с вуду-колоритом от Teho Teardo & Blixa Bargeld.

И если сама идея перемещений во времени вас еще не заинтриговала, то посмотреть «Тьму» стоит хотя бы ради визуальной и музыкальной эстетики – порой создается ощущение, что для пущей выразительности и мрачности «Тьме» не хватает только дементоров.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
Мне сериал очень понравился как раз из-за этого размеренного повествования. По-моему создателям удалось сохранить баланс и не пуститься в нудное бесконечное цитирование себя. Да, там очень много постоянно повторяющихся философских изречений. Но это же немцы). К тому же благодаря всем повторам и флэшбекам начинаешь запоминать, кто есть кто в этой бесконечной семейной путанице. Для меня третий сезон расставил все по местам и показался логичным завершением. Но насчет любовной линии соглашусь. Очень харизматичный Йонас и какая-то никакая Марта. Химии между ними особо не видно - на мой взгляд, из-за актрисы.
#
#comment#
0 / 1500
Сохранить
0 / 1500