«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко, кино
{{ label }}

«Последняя «Милая Болгария»: грустная комедия о войне и детских страхах

Трагикомедийный детектив о Михаиле Зощенко и яблоках
Иван Афанасьев
|
26 Апреля 2021

1943-й год. Садовод Леонид Ец переезжает в Алма-Ату по заданию партии, чтобы возродить сорт уникальных яблок «Милая Болгария», выведенных его отцом, сгоревшим в пожаре вместе с яблоневым садом. Он снимает комнату в доме девушки Ольги, работающей реквизитором на съёмочной площадке «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Она рассказывает ему, что предыдущий жилец, Семён Курочкин, любимый писатель Леонида, загадочным образом пропал после тяжёлой болезни. В потайном уголке он находит дневники Курочкина, поделенные по периодам жизни автора. Герой погружается в судьбу своего кумира, пытаясь выяснить, что случилось с ним, параллельно пытаясь выращивать яблоки и отбиваться от нападок комиссара, намеренного отправить Леонида на фронт.

«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко, кино
«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко
Фото: Кадр из фильма

Фильмы Алексея Федорченко – это всегда киндер сюрприз: никогда не знаешь, чего ждать внутри, но всегда предвкушаешь огромное удовольствие от просмотра. При этом, в отличие от игрушек в шоколадных яйцах, екатеринбургский режиссёр не повторяется: каждая его картина – совершенно новый опыт. В «Последней «Милой Болгарии"», который Алексей называет своим magnum opus, единственном российском фильме конкурсной программы Московского международного кинофестиваля, он превращает действо в почти библейский сюжет. Это подчёркивается стилистикой вертепа: фильм постоянно делится на отдельные «экраны» (от трёх до пяти), в которых мы можем видеть как одну и ту же ситуацию с разных ракурсов, так и более неожиданные визуальные рифмы – одно и то же место в разных эпохах, например.

«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко, кино
«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко
Фото: Кадр из фильма

Это не только идеальное выразительное средство для того, чтобы создавать новые смыслы (скажем, в одной из сцен стоящих на мосту Семёна Курочкина и его возлюбленную «разделяет» поток воды посередине, который, на самом деле, находится у них под ногами). Стилистика вертепа, кукольного представления на библейские и исторические сюжеты, превращает остроумный псевдодетектив, насыщенный визуальной поэзией, в историческую картину, в которой зарифмованы две эпохи. Первая, Россия в период революции и начала существования Советского государства – время писателя Курочкина, чьё имя является псевдонимом Михаила Зощенко, чья повесть «Перед восходом солнца» была запрещена в 1943 году, а титулованный писатель превратился в опального. В этом же году селекционер Леонид, травмированный воспоминанием о смерти отца, пытается возродить сорт целебных яблок, как последнее воспоминание о дорогом ему человеке.

«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко, кино
«Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко
Фото: Кадр из фильма

Но всё сгинет в жерновах истории – яблоки сожрут, людей задавят, память о прошлом сожгут в огне социалистического гнева. Несмотря на обилие гротескного юмора (вроде уморительно смешного Сергея Эйзенштейна, пляшущего в деревянных тапках, разукрашенных мексиканскими калаками), это довольно мрачное кино о том, что невозможно вывести породу идеального человека. И это действительно детектив – все подтексты, появляющиеся в фильме, режиссёр блистательно раскроет в конце. И тут же опровергнет – ведь в истории нет ничего однозначного, как и в человеческой жизни. Главное – искать зёрнышко правды во всём. Хотя бы яблочное.

{{ label }}

Новости партнеров