С 26 декабря в российский прокат вышел отечественный постапокалипсис «Последний ронин», съемки которого проходили в Казахстане. Разбираемся, каким получился первый полный метр молодого режиссера Макса Шишкина.
Недалекое будущее. Земля выжжена войной всех против всех. От цивилизации ничего не осталось — лишь пустыня. Прошло время, прежде чем оставшиеся в живых вновь научились жить в относительном мире и чтить нехитрые законы:
Все это знает как свои пять пальцев однокий Ронин (Юрий Колокольников), скитающийся по бескрайним дюнам. Он жаждет найти убийцу своего отца и пронзить катаной. Но вместо желаемого находит белокурую девочку Марию (Диана Енакаева). На ее лице метка, в ее карманах редчайшие патроны, а в глазах — жажда мести. Мария нанимает Ронина, чтобы он проводил ее до Стены — места, где она родилась. Ронин и девочка отправляются в путь, который несомненно будет усеян трупами.
Угадайте фильм по описанию кадра: камера скользит по постапокалиптическому пейзажу, задерживается на человеческом черепе, лежащем на земле, чья-то могучая нога наступает на череп и крошит его. Нет, это не «Терминатор 2», это «Последний ронин» Макса Шишкина. И это его большой дебют (и режиссерский, и сценарный). Ранее Шишкин был известен как клипмейкер и автор популярного telegram-канала о кино, но, похоже, быть в такой непосредственной близости от кинематографа ему надоело и он пошел в наступление на зрителя. Что ж, шалость удалась.
«Последний ронин» получился динамичным, зрелищным и очень показательным. Мгновенно становится ясно, что режиссер Шишкин — отъявленный, дерзкий и бесстыдный синефил. Чтобы понять, чем вдохновлялся и на что оглядывался Шишкин, нужно быть таким же законченным киноманом, как и он. И, надо сказать, это неплохо. У фильма появляется дополнительный слой — интерактивно-игровой, где зритель не просто смотрит на красивую картинку и как никогда брутального Юру Колокольникова, но и пытается найти все отсылки, пасхалки, цитаты и оммажи.
Мы, конечно, уже бесконечное множество раз видели как взрослый суровый мужик с отточенными навыками убийцы становится спутником юной, но дерзкой девчонки — «Леон», «Таксист», «Логан», «Одни из нас». Здесь в дуэте Ронина и Марии ровно те же вайбы. Визуально тут совершенно четко улавливается влияние таких постапокалиптических хитов, как «Книга Илая», «Шестиструнный самурай» и даже нашей родной «Кин-дза-дзы!».
Еще по всему фильму заметны жирные отпечатки и «Терминатора», и «Старикам тут не место», и, как не удивительно, «Сталкера».
Вся эта синефильская солянка получилась весьма наваристой и сытной. Но есть нюансы.
Режиссер Шишкин поотрывал куски от разных кинокартин, чтобы сшить свое лоскутное одеяло, но забыл — во всем чужом можно потеряться самому. Зрительская эйфория от пойманной цитаты длится недолго, и вот уже становятся заметны огрехи сценария. Нарочито пафосные и короткие диалоги выглядят комично, даже из уст блестящих артистов (здесь отдельное браво, как всегда прекрасному в своем безумии Даниилу Воробьеву). Эффектные сцены драк и гипнотическая внепространственная музыка (а здесь аплодисменты Mimiko) не могут подавить ощущение «Я все это уже видел». Форма очень симпатичная, но содержание бесконечно отстает. Прочность сюжета расползается, и чем ближе финал, тем глубже складка на лбу недоумевающего зрителя.
Возможно, режиссер Шишкин просто пока в плену у клипмейкера Шишкина, который привык к более быстрому и яркому формату, нежели требует полный метр.
Так или иначе, «Последний ронин» — это зрелище яркое. Это головокружительный аттракцион, хулиганство. И для дебюта — вполне себе заявка на нечто большее. И, что еще приятнее, это живительный горячий воздух пустыни в этом прохладном царстве бесконечных новогодних фильмов, где все улыбаются и верят в волшебство. Иногда и в праздники нелишним будет подумать о конце света.