"Следом за жизнью" (After life) фото
{{ label }}

«После жизни»: британская философская комедия про принятие смерти

А еще сериал, который впервые задается вопросом: правда ли, брат, что сила в правде?
Иван Афанасьев
|
31 Мая 2021

Тони Джонсон – журналист заштатной бесплатной газетенки в маленьком британском городке. Недавно у него случилась трагедия: от рака умерла горячо любимая жена. С тех пор он сильно изменился: стал нелюдимым и озлобленным, начал задаваться вопросами о суициде, а главное – решил говорить всем и все как думает, не парясь над этикой. Это обстоятельство, по идее должно ухудшить жизнь его и окружающих, но происходит обратное: невыносимого грубияна почему-то не посылают на юг в ответ на все его выходки, а пытаются понять, принять, простить и вернуть к состоянию до смерти жены.

"Следом за жизнью" (After life) фото
"Следом за жизнью" (After life)
Фото: Кадр из сериала, Netflix)

«После смерти» (более корректный перевод игры слов в оригинальном названии After life), который создал Рики Джервэйс, британский комик с уникальным чувством юмора, балансирующим между гуманностью и крайней степени мизантропии, временами напоминает депрессивную антитезу его собственного режиссерского фильма – «Изобретение лжи». Там в мире, где обмана не существует, как явления, главный герой случайно обнаруживает способность врать и превращает ее в свою суперсилу. Для Тони Джонсона полученная им способность, наоборот, быть единственным человеком, не способным на ложь, оказывается таким же паршивым «подарком», как и манипуляция правдой. Достаточно интересный моральный вопрос, который умница Джервэйс задает зрителю, многое меняет.

"Следом за жизнью" (After life) фото
"Следом за жизнью" (After life)
Фото: Кадр из сериала, Netflix

«После смерти» – кино не про супергероя-идеалиста, эдакого Бэтмена с неоспоримым преимуществом (каким был «Изобретение лжи»), а, скорее, про добровольного Джокера. Несчастного злодея-неудачника, уверенного: он есть зло, что вечно совершает благо, только по своим понятиям. И мы знаем таких людей. Недаром одна героиня сравнивает Тони с интернет-троллем, который просто хочет, чтобы всем вокруг было так же плохо, как ему. Достаточно тонкий сериал, раскритикованный некоторыми за излишнюю пессимистичность, на самом деле ставит любопытную дилемму: действительно ли мы так сильно нуждаемся в правде? Или все-таки ложь и даже лицемерие во благо возможны и необходимы? Выводы могут оказаться достаточно некомфортными, но на то и расчет.

"Следом за жизнью" (After life) фото
"Следом за жизнью" (After life)
Фото: Кадр из сериала, Netflix

Не удивительно даже, если за все два сезона вы ни разу не посмеетесь: юмор тут очень специфический, близкий к черному, обычно такой называют «шутками висельника». По большей части, «После смерти» (или, опять-таки, «После жизни» – оба варианта хороши, ведь экзистенция героя и впрямь близка к загробной по шкале радости) – это не столько ситком, сколько горько-кислое философское шоу, остроумное посыпание головы пеплом. Но такой невеселый настрой оттеняет все то хорошее, что есть в сериале: искреннее отношение окружающих к своему другу и товарищу, мелкие радости вроде прогулки по пляжу с собакой, неожиданные точки соприкосновения с людьми, которых никто не ожидал найти. По факту, сериал говорит, что после смерти жизнь продолжается. Главное помнить, что печаль – штука заразная.

{{ label }}

Новости партнеров