{{ label }}

«Исчезнувшая»: мужской фильм о женской обиде

«Сцены из супружеской жизни» по-финчеровски.
Святослав Бирючин
|
28 Октября 2021
2014
драма, триллер, детектив
Режиссер Дэвид Финчер
США
IMDb8.1
Кинопоиск7.9
8.0

У Ника и Эми – юбилейная годовщина супружеской жизни. Утром этого знаменательного дня Эми бесследно исчезает. В опустевшем доме остаются следы борьбы и кровь, местонахождение женщины неизвестно, а подозрение спустя время падает прямиком на её раздавленного горем супруга...

«Исчезнувшая» (2014) Дэвида Финчера, поставленная по роману бывшей тележурналистки Гиллиан Флинн и спродюсированная актрисой Риз Уизерспун, прежде всего, история о семье или, если точнее, о важности семьи, в которой есть любовь. По сюжету, мать Ника умирает от рака, нелюдимый отец доживает дни в доме престарелых, и единственная опора героя из числа кровных родственников – сестра Марго, поддерживающая его несмотря ни на что в самые трудные времена.

У Эми нет ни сестёр, ни братьев, зато есть здравствующие родители, которых она, похоже, втайне ненавидит за украденное детство, ведь её идеальное книжное альтер-эго, известное всей Америке под именем Супер-Эми, всегда было на шаг впереди – лучше, успешнее, любимее прототипа. При таком рассмотрении Эми – глубоко травмированный человек, бледная тень вымышленной сестры, всячески маскирующая, но остро осознающая своё принципиальное несовершенство.

«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер, фото
«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер
Фото: Кадр из фильма

«Исчезнувшая» – фильм о тяжести брака, стартующего за здравие и финиширующего за упокой в огромном количестве семей по всему миру. История Ника и Эми на раннем этапе развивается подобно сладкой сказке. Лавстори под сахарную бурю на заднем дворе пекарни, страстный секс везде где можно и нельзя, романтическое предложение руки и сердца на глазах у ошеломлённых журналистов – всё идёт слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но ничто в жизни не бесконечно, супружеское счастье – в том числе, а потому стоит нагрянуть экономическому кризису и безработице, как брак, ещё совсем недавно казавшийся таким прочным, вдруг начинает лететь под откос. Опасная трясина под названием «бытовуха» засасывает героев, некогда поклявшихся друг другу не превращаться в презираемые ими пары, в которых нет любви, судьба испытывает их чувства на прочность, и те… не выдерживают. Ника охватывают интриги на стороне и апатия, Эми – паранойя и психоз, что приводит к тяжёлым последствиям для каждой из сторон, ведь если один из супругов несчастлив и знает себе цену, с чего бы ему соглашаться на счастье другого? Эми, характеризуя трагическую природу брака, цитирует дантевское «оставь надежду, всяк сюда входящий», но не менее точно к случаю подходит хрестоматийный вопль Карандышева: «Так не доставайся ж ты никому!»

«Исчезнувшая», 2014, реж. Дэвид Финчер фото
«Исчезнувшая», 2014, реж. Дэвид Финчер
Фото: Кадр из фильма

В этом смысле «Исчезнувшая» – фильм об уязвленной женской гордости, ущемлённом женском достоинстве, история страшной обиды, помноженной на горе от ума. Молодая интеллектуалка с гигантским потенциалом, добровольно отдавшая лучшие годы браку, вдруг обнаруживает себя безнадежно прозябающей в чужом захолустье – преданной, использованной, ненужной. Что может быть страшнее подобного открытия?

Из последнего обстоятельства напрямую вытекает ещё одно: «Исчезнувшая» – фильм-головоломка, игра, в которой герои играют друг с другом, а авторы – со зрителем. Неслучайно, пожалуй, больше всего из финчеровских работ эта картина напоминает подзабытый ныне одноимённый триллер (1997) с Майклом Дугласом и Шоном Пенном. Даже знакомство Ника и Эми снято не в виде стандартного флирта, но в формате интеллектуального соревнования. Конверты с подсказками, посредством которых злоумышленник водит следствие за нос, хитроумный план похищения и продуманная до мелочей конспирация – всё это составные части одной большой игры, где героям и зрителям предстоит основательно пораскинуть мозгами, а ставки – впрочем, как и всегда у Финчера – не на жизнь, а на смерть.

«Исчезнувшая» помимо прочего кино о силе массмедиа, манипулирующих толпой. Режиссёр наглядно, не чураясь карикатуры, демонстрирует, как многомиллионная публика с жадностью проглатывает любую лапшу, если та подана достаточно убедительно, и легко переключается с одной жертвы на другую – стоит только кукловоду умело потянуть за нужные ниточки и расставить акценты. В картине, вышедшей в прокат в 2014-м, под раздачу попадают по преимуществу низкопробные телевизионные ток-шоу, но и сегодня массовое зомбирование аудитории не потеряло актуальности: в наши дни всё то же самое с полным правом применимо и к интернет-аналогам «жёлтых» телепередач.

«Исчезнувшая», 2014, реж. Дэвид Финчер фото
«Исчезнувшая», 2014, реж. Дэвид Финчер
Фото: Кадр из фильма

Наконец, «Исчезнувшая» – кино о времени. Жуткий по своей сути пролог, повторенный с продолжением в эпилоге; календарные титры, неусыпно отсчитывающие дни после исчезновения Эми; нелинейное повествование, при котором действие то и дело плавно откатывается в прошлое и резко возвращается обратно; огромное количество монтажных затемнений, в которых спрятаны вырезанные куски экранной жизни персонажей – каждый из этих приёмов работает на общую идею: в искусстве жонглировать временем можно как угодно, там оно всецело подвластно человеку, но в реальности отмотать назад и переиграть заново совершённый поступок нельзя, время необратимо.

Как справедливо замечает однажды Эми, «когда два человека любят друг друга, а брак у них не складывается, это настоящая трагедия». Что и говорить, учитывая вышесказанное, у киношных героев Финчера получилась, мягко говоря, очень нетривиальная перезагрузка их многострадального брака. Давайте условимся, что в нашей с вами жизни до такого лучше не доводить: уж слишком высокой оказывается цена за этот сомнительный рестарт.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500