«Однажды в кино» (2021) фото
{{ label }}

«Однажды в кино»: признание в любви кинематографу от режиссера из Индии

С 6 января 2022 года в российских кинотеатрах выходит новый фильм индийского режиссёра Пана Налина – «Однажды в кино».
Ксения Щетинина
|
26 Декабря 2021
2021
драма
Режиссер Пан Налин
Франция, Индия, США
IMDb8.3
8.3

Жизнь 9-летнего мальчика по имени Самай круто меняется после того, как отец берет его в кинотеатр «Галактика». Когда Самай увидел, как из небольшого проема в конце кинозала струятся потоки света, переливаются в воздухе, подсвечивая пылинки, и ложатся на белую материю, что-то в нем перевернулось. С этого дня мальчик начинает прогуливать школу, чтобы снова сходить в кино. Он знакомится с местным киномехаником, и тот соглашается пускать его к себе в каморку, чтобы смотреть фильмы в обмен на обеды, которые для Самая готовит мать. Так между киномехаником и маленьким мальчиком завязывается дружба. Самай понемногу узнает все тонкости работы с пленкой, учится склеивать кадры, менять бобины и обращаться с проектором. Новыми знаниями он с удовольствием делится со своими друзьями. Теперь все мечты и мысли мальчишки сконцентрированы только на кино. Он мечтает связать свою жизнь с этим искусством, изучать свет, но его консервативный отец совсем не рад этой страсти сына.  

От синефила для синефилов

«Однажды в кино» (2021) фото
«Однажды в кино» (2021)
Фото: Кадр из фильма

С первых кадров становится ясно, что это кино создано настоящим ценителем кинематографа для таких же ценителей. Начинается фильм со слов благодарностей братьям Люмьер, Стэнли Кубрику, Андрею Тарковскому и другим не менее известным режиссерам. И далее кадр за кадром знающий глаз увидит отсылки и оммажи на такие фильмы, как «Прибытие поезда», «Сталкер», «2001 год: Космическая одиссея» и, конечно, самая явная и очевидная рифма – «Новый кинотеатр «Парадизо»». Как и в фильме Джузеппе Торнаторе, главным героем «Однажды в кино» становится мальчишка, которого так и тянет в каморку киномеханика. Нужно быть настоящим синефилом, чтобы уловить и узнать все отсылки к шедеврам мировой киноклассики. И ради этого фильм можно пересматривать не один раз.

«Однажды в кино» (2021) фото
«Однажды в кино» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Кроме обилия киноцитат и поклонов в сторону классиков, этот фильм оказывается еще и реквиемом по ушедшей эпохе старого кино. Когда фильмы показывали с пленки, а не с жесткого диска. Когда кинотеатр занимал целое здание, а не часть этажа в торговом центре. Когда просмотр фильма был чем-то поистине волшебным и сакральным, чем-то редким.  

Прогресс, который многое подарил кинематографу, еще и многое у него отнял. Ностальгия по 35-миллиметровой пленке и огромным бабинам до сих пор точит современных режиссеров – таких, как и сам автор «Однажды в кино» Пан Налин. 

Праздник фильма

«Однажды в кино» (2021) фото
«Однажды в кино» (2021)
Фото: Кадр из фильма

За трогательной историей мальчика Самая (которая частично основана на воспоминаниях режиссера о своем детстве) прячется глубокое размышление о природе искусства, о таланте. 

Мальчишка растет в настоящих трущобах и по большому счету не имеет никаких шансов вырваться из привычного ему окружения. Но как только искра таланта зажигается в нем – преграды и ограничения становятся ничтожными, пусть даже мальчик пока этого и не осознает. В нем просыпается не просто жажда к знанием, а стремление к действию. Он начинает больше интересоваться учебой, и это тут же замечает неравнодушный учитель. Он чувствует потребность что-то создать, творить. И вот он уже сколотил банду (чем не съемочная команда), где занял лидерскую (режиссерскую?) позицию. У Самая нет буквально ничего. Но ему удается создать настоящий работающий кинопроектор из мусора. А позже 9-летний мальчик сам придумывает способ озвучить кино и делает это так, как делали на заре кинематографа. Он этого, конечно, не знает, но безотчетно уже становится в один ряд с настоящими кинематографистами. 

Когда Самай видит, как дорогой его сердцу киноаппарат ломают на свалке, как его разбирают на кусочки и переплавляют, как растворяют метры кинопленки – он даже не догадывается, что наблюдает за смертью кинематографа, и сам становится его возрождением. Как говориться, Король умер – Да здравствует Король!  

«Однажды в кино» – это не только сложносочиненная рефлексия над кинематографом, но и пронзительная история о мечте. Даже если не искать отсылок и не гадать над символикой, он просто переносит в детство. Напоминает и о материнской заботе, и о теплоте дружбы, и о том удивительном чувстве, которое знакомо каждому ребенку – когда целый мир открыт перед тобой. 

{{ label }}