«Надежда», реж. Мария Седаль, фото
{{ label }}

«Надежда»: скандинавская драма о любви до гроба

Подобных крепких драм, не скатывающихся в истерику и фальшь, нам очень не хватает.
Ольга Маршева
|
03 Июня 2021

Ани – еще молодая (сорок с чем-то) женщина, живущая полной жизнью: у нее прекрасная семья, успешная карьера хореографа – и, кажется, еще все впереди. Но ключевое слово тут «кажется» – буквально за пару дней до Рождества, врачи ставят Ани страшный диагноз: рак мозга, метастазы, это неизлечимо, готовьтесь к худшему. Ани пытается сохранить душевное равновесие, но это не просто, когда у тебя шестеро (!) детей, а муж давно стал просто соседом по двуспальной кровати.

«Надежда», реж. Мария Седаль, фото
«Надежда», реж. Мария Седаль
Фото: Кадр из фильма

До наших кинотеатров наконец-то добралась «Надежда» (2019), фильм, созданный объединенными силами Скандинавии, но выдвинутый в прошлом году на «Оскар» от Норвегии. И очень хорошо, что добралась – подобных крепких драм, не скатывающихся в истерику и фальшь, нам очень не хватает.

«Надежда», реж. Мария Седаль, фото
«Надежда», реж. Мария Седаль
Фото: Кадр из фильма

«Надежда» снята женщиной-режиссером, и это очень заметно. История Ани и ее гражданского мужа Томаса (Стеллан Скарсгаард) – из тех, что мы наблюдаем ежедневно в своей семье, в семье своих родственников, друзей или соседей. Двадцать лет вместе, давно угасшая любовь, которая переросла в привычку. Вторая половинка, вызывающая раздражение на подсознательном уровне, торг за внимание детей, и вообще – за внимание. Крошечными деталями, малейшими намеками, Мария Седаль поднимает с самого дна историю этой пары: он старше ее на четверть века («Когда Томас в первый раз женился, мне едва исполнилось четыре года»), она встречалась с ним, когда он был еще женат, дети в конечном итоге стали общими – и от его первого брака, и от их последующего гражданского. Кстати, как и в реальной биографии самого Скарсгарда, который ушел от матери своих шестерых детей, чтобы жениться на молодой.

«Надежда», реж. Мария Седаль, фото
«Надежда», реж. Мария Седаль
Фото: Кадр из фильма

Теперь они ложатся спать, даже не поцеловав друг друга и не пожелав спокойной ночи. Но диагноз Ани становится не приговором их почти умершему браку, но, наоборот, спасением для него.

Ани держит спину, точнее, пытается держать, несмотря на мигрень, таблетки, страх скорой смерти. Она вся – стоицизм и ежедневный подвиг, который так редко замечают в реальной жизни (и подвиг не только неизлечимо больной, но и подвиг матери). Томас больше про мужской эгоизм, нежелание разбираться в проблемах, если эти проблемы совместимы с вполне комфортной жизнью. Стеллан Скарсгард, с его жовиальностью и мужским магнетизмом, вызывает весь спектр эмоций – от жалости до любви.

«Надежда», реж. Мария Седаль, фото
«Надежда», реж. Мария Седаль
Фото: Кадр из фильма

И его перемена к Ани, неожиданно проснувшееся к ней чувство, не выглядит фальшивым сюжетным ходом для любительниц мелодрам. Про рак в этом фильме говорят так: «Эта болезнь, как луковица – ты счищаешь слой за слоем, пока не увидишь суть». То же самое можно сказать и про любовь взрослых людей, которая уже не про романтику и голубиное воркование, а как раз про очищение луковицы. А с луком ведь как – пока не дойдешь до сердцевины, без слез не обойтись.

{{ label }}

Новости партнеров