«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
{{ label }}

«Круэлла»: «Дьявол носит Prada» по-диснеевски

Заслуживает ли классическая злодейка отдельного фильма и как на основе детской сказки получилось неожиданно взрослое кино.

Когда спустя два часа после начала «Круэллы» по экрану начинают ползти титры, невольно остаешься в замешательстве. Каким-то образом именно история о будущей безумной моднице, готовой ради красивой шубы убить сотню милых далматинцев, оказалась самым смелым и необычным фильмом из плеяды игровых ремейков диснеевской классики. Во многом потому, что это, в первую очередь, неплохой фильм, а уже во вторую — эксплуатация ностальгии.

От «Круэллы» не стоит ожидать милой детской сказки — скорее это немного абсурдная трагикомедия, не чурающаяся черного юмора и даже жестокости, хоть и не переходящей грань возрастного рейтинга «12+». Более того, связь с оригинальным мультфильмом местами даже портит «Круэллу», заставляя разжевывать очевидные сценарные решения и размазывать по сюжету узнаваемые элементы, которые только отвлекают.

«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи
Фото: Кадр из фильма

Про такие фильмы часто говорят: если бы он не был связан с известной серией, то воспринимался бы гораздо лучше. Это заезженное клише подходит сюда как нельзя лучше. Будь проект оригинальным, мы бы получили хорошее кино, но «Круэлле» приходится мириться с популярными предшественниками, и фильм так и не преодолевает планку «неплохо».

Лекарство от синдрома Малефисенты

«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи
Фото: Кадр из фильма

Чтобы мы сопереживали злодею или злодейке, им часто придумывают трогательную предысторию, объясняющую, как они возненавидели мир. Это, бывает, портит устоявшийся образ, который полюбили как раз за прямолинейность. «Малефисента» с Анджелиной Джоли пошла еще дальше, переписав каноническую историю, сделав из страшной ведьмы непонятую героиню. 

«Круэлла», пусть и щеголяющая объемным рассказом о трагедии, которую главная героиня пережила в детстве, не настолько радикальна. В конце мы видим женщину, которая приняла свою темную сторону. Поверить, что через некоторое время она сойдет с ума и задумает убить невинных щенков ради моды, несложно. 

«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи
Фото: Кадр из фильма

Не стал фильм и пытаться насильно запихнуть в сюжет нарочито детские элементы. В этот раз трейлер не обманывает — в «Круэлле» практически нет свойственных «Диснею» приключений, так что отдуваться и привлекать зрительское внимание остается актерам и пышной постановке.

А постановка здесь действительно выдающаяся. Красивый Лондон из параллельной голливудской вселенной, где даже воры живут в просторных апартаментах с личным лифтом, шикарные костюмы, которые оператор Николас Каракатсанис снимает с невероятной любовью, яркие образы, когда сама внешность персонажей многое о них рассказывает — фильм отлично работает визуально.

Под стать картинке и актеры. Эмма Стоун и Эмма Томпсон приковывают взгляд, делая каждую сцену со своим участием невероятным эмоциональным аттракционом. Режиссер Крэйг Гиллеспи благоразумно дает им вдоволь разгуляться в кадре. Их окружает отлично подобранный каст второго плана, где у каждого героя достаточно индивидуальности, чтобы не теряться на фоне общего великолепия. Личный фаворит — Джон Маккри в роли Арти, эксцентричного продавца модного магазина с задатками рок-звезды.

«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи
Фото: Кадр из фильма

Ради чего же все это великолепие собралось? В целом «Круэлла» — это вариация на тему «Дьявол носит Prada», только, как ни странно, гораздо более жесткая и обильно сдобренная криминалом. Несмотря на юмор, сюжет, а особенно концовка наполнены нигилизмом и оставляют давящее чувство — на наших глазах только что умерло что-то светлое, уступив место пусть и немного карикатурному, но все же злу.

Тяжелое наследие

«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи
Фото: Кадр из фильма

Иногда «Круэлла» вспоминает, что вообще-то должна быть приквелом к диснеевскому мультфильму. Тут начинаются проблемы. В режиме чистой комедии картина чувствует себя некомфортно, то и дело опускаясь до дурацких шуток с собаками, издевательств над полными людьми (которые, конечно же, стали такими, потому что много едят) и мужчинами в феминных нарядах. Хочется не смеяться, а закатывать глаза.

Надоедливый закадровый голос главной героини выдает сомнение студии в успехе фильма. Он не рассказывает ничего нового — все и так видно на экране — и лишь обещает, что вот-вот начнется самое интересное, только, пожалуйста, дождитесь. Авторы не верят, что современный зритель достаточно усидчив, чтобы перетерпеть неспешное начало. Чтобы он точно не заскучал, картина то и дело включает кричащий саундтрек из знаменитых хитов, который быстро утомляет.

«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, кино
«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи
Фото: Кадр из фильма

Оригинальный мультфильм прочно связан с ЛГБТ-культурой — отношения Аниты и Круэллы всегда отдавали горечью ушедшей романтики, но, естественно, не подтвержденной непосредственно в тексте истории. В «Круэлле» тоже много подобных намеков: мать главной героини и Баронессу явно связывает нечто большее, чем дружба, хотя финальный твист всячески пытается отвести от этого глаза. Хорас неравнодушен к Арти и даже один раз проговаривается, что тот ему нравится. Возможно, по-дружески. В визуальном решении вообще много от дрэга, и это сложно не заметить. Ни о чем подобном не говорят напрямую, опасаясь отпугнуть консервативную публику, но в то же время рассчитывая на интерес со стороны меньшинств. «Круэлла» фильм смелый, но не настолько, — это все еще дорогой продукт крупной корпорации по известной франшизе, призванный собрать много денег.

В результате фильм кажется попыткой сделать нечто новое, которую то и дело что-то останавливает: то корпоративная культура, то связь с оригинальным мультфильмом, то страх потерять часть аудитории. И все-таки, несмотря на оговорки, кино вышло неплохое. Ему не хватает свободы и авторского почерка в сюжете, но похвалить его все равно хочется — современный «Дисней» редко идет даже на такие осторожные риски.

{{ label }}

Новости партнеров