«Копенгагена не существует» фото
«Копенгагена не существует»
Фото: Кадр из фильма

«Копенгагена не существует»: медленный датский триллер в стиле хюгге

Рассказываем, что же необычного в новом фильме о двух тяжеловлюбленных датчанах.
Ксения Щетинина
|
21 Июня 2023

22 июня в российский прокат выходит датская драма с привкусом психологического триллера от сценариста «Худшего человека на Земле», номинанта на «Оскар» прошлого года Эксиля Вогта. В одной из главных ролей снялась Анжела Бундалович — настоящий амбассадор Копенгагена. Немногим ранее все мы обсуждали ее героиню Муи из неонового сериала «Ковбой из Копенгагена», а в ближайшие недели вновь окажемся вместе с ней в том же самом городе, но уже совсем в другой истории. 

О чем? 

«Копенгагена не существует» фото
«Копенгагена не существует»
Фото: Кадр из фильма

Ида (Анжела Бундалович) и Сандер (Йонас Хольст Шмидт) повстречались случайно. Меланхоличная девушка с большими глазами и одинокий потерянный парень. Он увидел ее и пошел следом, а потом понял, что она — девушка его мечты! Так началась история их любви. Постепенно Ида, проводя с новообретенным возлюбленным все больше времени, отдалилась от друзей, забросила социальные сети и даже перестала отвечать на звонки родных. Однажды девушка и вовсе исчезает, и никто не знает куда. Последним ее видел Сандер. Отец Иды (Златко Бурич) мучается от неизвестности, он уверен, что парень дочери точно должен что-то знать. Он запирает того в пустой квартире и каждый день проводит мягкий допрос. «Что вы делали? Как проводили время? Вы хорошо питались?» — спрашивает отец в надежде восстановить последние месяцы жизни Иды. Но Сандер и сам толком не знает, что могло произойти с его любимой. 

Смотреть — словно собирать пазл 

«Копенгагена не существует» фото
«Копенгагена не существует»
Фото: Кадр из фильма

Лоскутное одеяло. Вот как можно кратко описать этот фильм. С самых первых сцен информация выдается порционно и очень скромно. Голос за кадром моментально погружает в экзистенциальную зыбкую невесомость. Девушка, метро, улица, шарф, холод, предчувствие драмы. Парень оказывается в пустой, но невозможно роскошной квартире. Раз в несколько дней сюда приходит хозяин и усаживает парня на стул, ставит напротив видеокамеру и задает вопросы. Его дочь пропала примерно 3 месяца назад, а этот парень — последний, кто видел ее живой. 

Неспешно, фрагмент за фрагментом Сандер рисует портрет своей возлюбленной. И чтобы сложить о девушке полноценное впечатление, зрителю придется слушать и смотреть внимательно. Повествование постоянно скачет между прошлым и настоящим. Ида есть только в прошлом. Пространство воспоминаний — яркое, с насыщенными красным и синим цветами. Уютная квартирка с ковром и подушками на полу. Музыкальный проигрыватель, который девушка могла слушать часами. Синий шарф, красное пальто, красный свитер, синие колготки, красный спальник… Иногда в эту палитру вклиниваются и другие оттенки, но Ида всегда выглядит ярким пятном в воспоминаниях Сандера. Его настоящее раскрашено в совсем другие цвета. Квартира, в которой он одиноко ждет нового допроса, блеклая: вещи покрыты белесой пленкой, стены — отстраненно светлые. Лишь несколько картин на фоне — яркие акценты в этом доме (красный и синий и тут мелькает, как бы рифмуя пространство памяти и пространство вымысла). 

Самое сложное и одновременно самое любопытное в этом фильме — нелинейный нарратив. Повествование рваное, как и сам поток мыслей Сандера. Он помнит то, что ему хочется. Эта история рассказана его глазами, его сердцем. Мы видим Иду только через него. Поэтому нам невдомек, что вообще-то девушка имела некоторые физиологические особенности, которых Сандер напрочь не замечал. Перед нами — непостижимое пространство чужой памяти. Он знает, что случилось с пропавшей, но не помнит этого. И, возможно, так никогда и не вспомнит. Только зритель увидит тот самый проблеск воспоминания, который ответит на все вопросы. 

«Копенгагена не существует» фото
«Копенгагена не существует»
Фото: Кадр из фильма

Копенгагена не существует — как-то так и рассуждают герои. Для них вообще не существует мира за пределами их отношений. Начинаясь медленно и несколько мелодраматично, фильм сворачивает на тропинку психологического триллера. История любви оборачивается дуэтом тоски, танцем грусти. С каждой новой деталью становится понятно — с Идой что-то не так. Да и с Сандером, если уж откровенно. Он безработный бывший писатель. Пока Ида ходила на работу (кстати, неизвестно на какую), он просто сидел и ждал ее. Но нет, он не альфонс, успешно севший на шею возлюбленной. «Зачем работать просто ради работы», — говорит Ида, и с ней сложно спорить. Молодые люди с каждым днем все меньше и меньше чувствуют необходимость выходить из квартиры (где-то улыбнулся один Бродский), общаться с кем-то кроме друг друга. Они влюблены, у влюбленных так бывает. Но это не пыл страсти, это апатия — предтеча депрессии. 

Это кино не способно развлечь и помочь скоротать свободные пару часов. Это вдумчивая драма о взаимоотношениях, кризисе, одиночестве и любви, в которую нужно погрузиться с головой. Холодная греза, далекий отзвук, зыбкий датский ветерок, полузабытый сон. 

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров