«Сказка для старых» (2021) фото
«Сказка для старых» (2021)
Фото: Кадр из фильма

«Сказка для старых»: философский фильм про братков из 90-х, который нельзя пропустить

Эстетика 90-х, традиция русской сказки, бандиты, карточные фокусы и ожидание весны. Самый многослойный и необычный фильм года.
Ксения Щетинина
|
14 Октября 2022
2021
драма, криминал
Режиссер Федор Лавров
Россия
7.0

С 13 октября в широкий прокат в России вышел фильм «Сказка для старых». Это режиссерский дебют актера Федора Лаврова и писателя (а также математика) Романа Михайлова. Разбираемся, что это за сказка и почему этот фильм ни в коем случае нельзя пропустить.   

О чем? 

«Сказка для старых» (2021) фото
«Сказка для старых» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Жили-были три брата (читать братка) – Старший (Кирилл Полухин), Средний (Федор Лавров) и Младший (Роман Михайлов). Собрал их как-то Царь-Батя (Анатолий Тишин) и говорит, мол, помните Мулю (Евгений Ткачук)? Несколько лет назад он украл областной общак, его нашли и наказали, на похоронах все были, но общак так и не нашли. А тут пришла молва от братвы из Новосиба – видели Мулю, живой и здоровый. Потом был звонок из Питера – видели Мулю и там. Потом порадовала ростовская братва – и у них Муля засветился. Отправились три брата искать Мулю – каждый в свой город, – да забрели в неведомые края. 

Андеграунд на большом экране

«Сказка для старых» (2021) фото
«Сказка для старых» (2021)
Фото: Кадр из фильма

«Сказка для старых» – проект для широкого проката необычный. Во-первых, бюджет у фильма запредельно низкий – всего 1,3 млн рублей. Для сравнения, недавний отечественный блокбастер «Сердце Пармы» обошелся в 600 с лишним миллионов. Как же получилось уложиться авторам «Сказки»? Все просто – артисты работали бесплатно! Скажем прямо, случается такое не слишком часто.  

Внимательный зритель заметит, что актерский состав (даже второстепенный) состоит сплошь из хорошо знакомых лиц, и знакомы они именно по бандитским фильмам и сериалам. Например, Олег Васильков, в чьей фильмографии есть и «Бригада», и второй «Бумер», и «Брат 2». Или Денис Кириллов из первого «Брата» и второго «Бандитского Петербурга». Совпадение, что артисты – уже бывалые экранные бандиты? Если и так, то гениальное.      

Вообще, каст для скромного андеграундного фильма очень уж колоритный. Тут на пустой дороге толкает телегу с гробом Олег Гаркуша, эпатажный фронтмен культовый группы «АукцЫон», а в ночном питерском клубешнике тусуется Пахом (да, тот самый – из «Зеленого слоника»). Проводником между мирами, а заодно и автором финального саундтрека стал никто иной как Бледный из «25/17», а роль Бати молчаливо играет Анатолий Тишин – видный политик конца 90-х – начала 2000-х. 

Во-вторых, жанр (а точнее – его отсутствие) для широкого проката рискованный – артхаус. Это однозначно он, а никак не классический боевичок о лихих 90-х. Да, будут бандиты с протокольными физиономиями, соответствующий «базар» и прикид. Но поклонники классики в духе «Бригады» или «Бандитского Петербурга» разочаруются. Это глубокое метафоричное кино с соответствующими подтекстами. Трактовать вложенные намеренно и случайно смыслы можно бесконечно долго и смотреть тут нужно дальше сюжета. Пацана не скрыть за широкими штанами, а философа – за кожаной курткой. Тут вам настоящее олдскульное эстетство. 

С надеждой на весну 

«Сказка для старых» (2021) фото
«Сказка для старых» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Так сложилось, что отечественный артхаус – это практически всегда гимн безысходности и русской хтони. Радости мало, если она вообще есть. А грусти и серости хоть отбавляй. Эта сказка не поразит яркостью цвета или красотой изысканных интерьеров. Какие краски в 90-х, какие интерьеры? Черные куртки, темные подворотни, пыльные ковры на стенах, посеревшие от жестокости лица. Но удивительным образом вся эта визуальная скупость перерождается в смысловое богатство и яркость. «Сказку для старых» не назвать цветной, но она точно светлая. Это не мрачная история о возмездии и кровавой бандитской расправе, а путешествие от смерти к жизни. 

Финал (останемся без спойлеров) совершенно непредсказуем. Еще никогда так по-доброму не завершались бандитские истории. Герои заканчивают свое путешествие, смеясь и предвкушая весну. Мир фильма – удивительно метафизическое пространство где-то между «Зеркалом» Тарковского и «Ежиком в тумане» Норштейна. Здесь лошади едят яблоки со стола, здесь карлики заглядывают в окна. Это по-настоящему свежий и многообещающий опыт для современного российского кино. Такое появляется не слишком часто, особенно на большом экране. И совершенно точно такое кино нельзя пропустить, хотя бы из любопытства. 

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров