«Клиент всегда мертв», шоуран. Алан Болл
{{ label }}

«Клиент всегда мертв»: философская комедия про жизнь и смерть

Хитовый сериал HBO совершил революцию на телевидении – вдруг вы пропустили?
Иван Афанасьев
|
27 Января 2022
2001
комедия, драма
Режиссер Дэниэл Эттиэс, Родриго Гарсия, Алан Болл
США
IMDb8.7
Кинопоиск7.8
8.2

Когда потомственный владелец похоронного бюро Натаниэль Фишер погибает в автокатастрофе, его семье приходится несладко. Младший сын, Дэвид, стеснительный гей, мечтающий стать священником, трансформируется в невротика-перфекциониста. Дочь, шебутная Клэр, пускается во все тяжкие – занимается сексом с кем попало, курит травку и шлет к черту своих родных. Нестабильная Рут, жена погибшего, замыкается в себе, раскрываясь лишь в моменты эпизодов с битьем посуды и заливанием пола слезами. Наконец, прибывший в город Нэйт, старший из детей, некогда уехавший от своей слегка странной семьи, выясняет, что теперь заботы о мертвецах ложатся на него тоже – деваться некуда, бизнес есть бизнес. Справиться с горем и продолжить жить им помогает Рико, добродушный бальзамировщик, почему-то искренне влюбленный в это семейство. Через возню с трупами Фишеры учатся заново жить.

«Клиент всегда мертв», шоуран. Алан Болл
Фото: Кадр из сериала

«Клиент всегда мертв» – один из столпов сериального рынка начала 2000-х, когда произошла настоящая революция на телевидении. Он, наравне с такими хитами, как «Клан Сопрано», «Секс в большом городе» и «Прослушка», установил новые стандарты: оказывается, многосерийное мыло могло быть не только чертовски увлекательным, но еще и многогранным, почти философским зрелищем. История семьи гробовщиков, в перерывах между нервными срывами общающихся с покойниками (разумеется, не в реальности, а у себя в голове, но внешне разницы не было), несмотря на весь сюр, оказалась чертовски земной историей. Иронично выглядит конфронтация этого тезиса с оригинальным названием: Six Feet Under можно буквально перевести как «шесть футов под землей» (глубина, на которую закапывают гроб). Это же выражение означает и уход героев в себя, свой внутренний мир – отсюда и беседы с ожившими мертвецами.

«Клиент всегда мертв», шоуран. Алан Болл
Фото: Кадр из сериала

Но все это выглядит совершенно не мрачно, или, вернее, недостаточно мрачно для сериала с подобным сюжетом. «Клиент всегда мертв» – комедия черная, едкая, но удивительно жизнеутверждающая. Буквально в одной из первых серий Нэйту, еще неопытному в трупных делах, доверяют перевезти из больницы тело бизнесмена, оказавшегося на деле мошенником. Когда мертвеца доставляют на «рабочий стол», обнаруживается, что у мужчины до сих пор, простите, эрекция. «Похоть ангела» – замечает с добродушной улыбкой Рико. Даже после смерти этот человек чувствует себя полным сил, чтобы и дальше обманывать! Что уж говорить ныне живущим: в их жизни полно смерти, но они постепенно учатся не только заново найти с ней контакт, но и добавить, собственно, больше жизни в невеселые будни работников морга.

«Клиент всегда мертв», шоуран. Алан Болл
Фото: Кадр из сериала

По сей день аналогов этому шоу подобрать невозможно: вспоминаются «Мертвые до востребования» и «Мертвые как я» (очевидно, вдохновленные им), но это вещи, находящиеся на совсем другом уровне, не побоюсь этого сказать, философии. 

«Клиент всегда мертв», шоуран. Алан Болл
Фото: Кадр из сериала

«Клиент всегда мертв», кстати, вполне может считаться предшественником «Декстера», куда перекочевал звезда сериала HBO Майкл С. Холл: там он тоже препарировал трупы, но с уже куда большим пренебрежением к человеческой жизни. Тут же он, скрывающий свои отношения с темнокожим парнем (здесь должен быть крик про «повесточку»), вынужден врать окружающим и самому себе, а лучше всего о его секретах и комплексах осведомлены трупы. Так часто бывает, что мы доверяем свою жизнь не тем, а на тех, кому можно и надо довериться, порой готовы кричать, будто их и нет уже на свете.

{{ label }}






Новости партнеров

популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.