«Чемпион мира» (2021) фото
{{ label }}

«Чемпион мира»: еще один блокбастер про великую победу СССР

Почти что «Движение вверх», только про шахматы, а вместо Машкова – Хабенский.
Иван Афанасьев
|
25 Декабря 2021
2021
драма
Режиссер Алексей Сидоров
Россия
7.0

1978 год. Молодой, но уже прославившийся на весь Советский Союз действующий чемпион мира Анатолий Карпов отправляется в город Багио на Филиппинах. Там его ждет матч с Виктором Корчным – легендарным шахматистом, одержавшим целый ряд блистательных побед. Противостояние это не только спортивного толка: ранее соперник Карпова за неэтичные высказывания в сторону родины подвергался критике со стороны властей и однажды сбежал из СССР в Нидерланды. Теперь для Анатолия это дело жизни и чести, ведь ранее Корчной уже выступал с ним в шахматном поединке, подарив болезненные воспоминания об этом инциденте. Как говорится, отступать некуда, позади – Москва (точнее, Кремль).

«Чемпион мира» (2021) фото
«Чемпион мира» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Под Новый год нас стабильно потчуют драмами о былых победах старой России на самых разных фронтах: баскетбол, танки, декабристы… Теперь вот шахматы – самый, как может показаться, не кинематографичный вид спорта, какой только можно представить. Впрочем, не только еще свежий в памяти «Ход королевы», но и, например, американский «Жертвуя пешкой» или советский же «Гроссмейстер» показали, как нужно снимать подобное кино, чтобы было интересно. Что придумали Никита Михалков и со товарищи по студии «ТриТэ», чтобы превратить подобное кино в предновогодний блокбастер? Ни за что не поверите: показать матч между Карповым и Корчным на доске, как сражение средневековых рыцарей, белых с черными. Кто в какого цвета доспехах – догадаться несложно: у нас тут, в конце концов, не кино, а нравственная работа идет.

Никто не спорит, что знаменитая схватка на шахматной доске была и своего рода политическим противостоянием – поэтому, выудив из-за пазухи знаменитые секретные документики, создатели фильма во главе с режиссером «Т-34» и «Бригады» Алексеем Сидоровым делают уже привычное дело: превращают оппонента Карпова в редкостную мразь. Очень удобно: Корчной умер и предъявить за образ фрика, больше похожего на злодея из «Остина Пауэрса», не сможет, тем более что Карпов сам консультировал создателей при создании кино, значит, легко мог привнести толику нужного смысла в образ своего соперника. Великий шахматист в фильме, позволивший себе критиковать линию партии – образцовый «иноагент»: живет на европейские харчи, общается с парапсихологами и прочими шарлатанами, выглядит как заправская карикатура на лживый капитализм, который в конечном итоге, само собой, проигрывает честному коммунизму. Si vis pacem – para bellum, как говорится.

«Чемпион мира» (2021) фото
«Чемпион мира» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Но черт бы с ней, со всей этой политической подоплекой – никто не ожидал ничего иного. Проблема в том, что «Чемпион мира» выглядит, в целом, серовато. Нет, если вы любите посмотреть на красивые интерьеры из ушедшей эпохи, полюбоваться Ваней Янковским, который тут самое светлое пятнышко, и посмотреть на графику времен «Ночного дозора» (есть какая-то метаирония в том, что злодея в фильме играет Хабенский) – ваш ход конем. На посредственный продукт всегда найдется подходящий зритель. Проблема в том, что с каждым таким вот «героическим блокбастером», на которые учителя по разнарядке сверху поведут косяками детишек, вместо «Движения вверх» наше кино чуть-чуть (или капитально так, с разгона) падает вниз. Посмотрим, кто окажется реальным чемпионом мира (без кавычек) в схватке между победившим коммунизмом и последними богатырями с Филиппом Киркоровым.

{{ label }}