«Летят журавли» к «Майору Грому»: советские и российские фильмы, которые любят за рубежом

От картин Андрея Тарковского до российской супергероики – вспоминаем, какие из наших фильмов любят за границей.
Анастасия Седова
|
16 Августа 2021
«Летят журавли» (1957) фото
«Летят журавли» (1957)
Фото: Кадр из фильма

Отечественные картины довольно часто оказываются куда популярнее у западного зрителя, чем на родине, – там они получают награды международных кинофестивалей и завоевывают сердца посетителей кинотеатров. От картин Андрея Тарковского до российской супергероики – вспоминаем, какие из наших фильмов любят за границей.

«Броненосец Потемкин» (1926)

«Броненосец Потемкин» (1926) фото
«Броненосец Потемкин» (1926)
Фото: Кадр из фильма

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» до сих пор изучают почти во всех киношколах мира. Не будем слишком углубляться в теорию кино – лишь скажем, что представленной в «Броненосце» системой монтажа советский режиссер буквально перевернул представления о том, как нужно снимать кино. Его способы сопоставления кадров изумляют и поражают до сих пор. Картина 1926 года пережила много пародий и цитирований – в особенности знаменитая сцена с коляской, катящейся вниз по лестнице в порту Одессы. Ее в своих произведениях воспроизводило огромное количество режиссеров – от Брайана де Пальмы в «Неприкасаемых» до Питера Сигала в «Голом пистолете 33 1/3» и Терри Гиллиама в «Бразилии».

«Летят журавли» (1957)

«Летят журавли» (1957) фото
«Летят журавли» (1957)
Фото: Кадр из фильма

Знаменитая советская картина, фактически обозначившая начало «оттепели» в кино, стала единственной советской полнометражной лентой, получившей главный приз Каннского кинофестиваля. История любви, разрушенной войной, покорила мирового зрителя своей реалистичностью и правдивостью. А невероятная образность фильма Михаила Калатозова, метафоричность и поэтика, созданная режиссером с помощью операторских приемов Сергея Урусевского, позволили этому фильму стать настоящим произведением искусства и войти в историю международного кино.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Москва слезам не верит» (1979) фото
«Москва слезам не верит» (1979)
Фото: Кадр из фильма

Фильм Владимира Меньшова о трёх девушках, ищущих любовь в большом городе, на два десятка лет опередил знаменитый сериал с Сарой Джессикой Паркер, хотя рассказывал, пусть и другими словами, но о том же. Возможно, именно это так в свое время понравилось западным зрителям, что советская картина даже была удостоена статуэтки «Оскар» как лучший иностранный фильм. В Америке лента производила такое впечатление на публику, что кинозалы буквально разрывались от смеха и рыданий посетителей, а билеты на сеансы «Москвы» раскупались за считанные часы. По легенде, фильм Меньшова несколько раз посмотрел даже Рональд Рейган – ему это было необходимо, чтобы проникнуться загадочной русской душой перед встречей с Михаилом Горбачевым.

«Зеркало» (1974), «Солярис» (1972), «Андрей Рублев» (1966), «Жертвоприношение» (1986)

«Солярис» (1972) фото
«Солярис» (1972)
Фото: Кадр из фильма

Пусть в России имя Тарковского знакомо многим, а в Ивановской области даже существует международный кинофестиваль, посвященный гениальному режиссеру, он по-прежнему остаётся больше любим на западе. Еще при жизни у Андрея Арсеньевича существовали коллеги, в чьих фильмах можно увидеть цитаты и планы, отсылающие к его картинам, и наоборот – отпечаток влияния современников Тарковского чувствуется в его киноязыке. К таким режиссерам, вольно или по наитию обменивавшимся мастерством с советским автором, можно отнести Ингмара Бергмана, Робера Брессона и Акиру Куросаву. Но и теперь огромное количество кинематографистов с мировыми именами считают себя учениками Андрея Тарковского или по крайне мере уважительно ссылаются на него в собственных работах. Среди самых заметных «учеников» советского режиссера – Ларс фон Триер, Кристофер Нолан, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Стивен Содерберг, Семих Капланоглу и другие. Любовь и бесконечное уважение зарубежных режиссеров к Тарковскому хорошо описывает высказывание автора фильмов «Транс» и «На игле» Дэнни Бойла: «Есть вещи, которые ты просто обязан знать – и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссёров это Бог кинематографии».

«Ежик в тумане» (1975)

«Ежик в тумане» (1975) фото
«Ежик в тумане» (1975)
Фото: Кадр из мультфильма

Самобытные, философские, под завязку набитые оммажами к известным фильмам и невероятно узнаваемые мультфильмы Юрия Норштейна всегда высоко ценились за рубежом. Но апофеозом его популярности у международного зрителя по праву считается «Ежик в тумане». В Токио этот мультик признали лучшим анимационным произведением всех времен и народов. А в популярном американском мультсериале «Гриффины» норштейновский «Ежик в тумане» упоминается как символ российской культуры.

«Утомленные солнцем» (1994)

«Утомленные солнцем» (1994) фото
«Утомленные солнцем» (1994)
Фото: Кадр из фильма

Как и меньшовская «Москва слезам не верит», этот фильм Никиты Михалкова в свое время получил «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Прекрасная игра актеров, драматический сюжет, а также атмосфера 1930-х и предчувствие страшных событий покорили зарубежного зрителя настолько, что по «Утомленным солнцем» даже написали одноименную пьесу. Она была показана на сцене Королевского Национального театра Великобритании и также имела большой успех.

«Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2005)

«Ночной дозор» (2004) фото
«Ночной дозор» (2004)
Фото: Кадр из фильма

Дилогия Тимура Бекмамбетова о российской нечисти и воинах света совершила по сути невероятное – она показала западному зрителю, что в России тоже могут снимать блокбастеры. Нехитрые, но зрелищные «Дозоры» собрали в зарубежном прокате бОльшую кассу, чем на родине. Успех фильмов помог Бекмамбетову и исполнителю главной роли Константину Хабенскому попасть в Голливуд и поработать с такими мировыми звёздами, как Анджелина Джоли, Морган Фриман и Джеймс МакЭвой.

«Он – дракон» (2015)

«Он – дракон» (2015) фото
«Он – дракон» (2015)
Фото: Кадр из фильма

Крайне неожиданный пункт в нашем списке. О существовании этой фантастической картины режиссера Индара Джендубаева наверняка знали немногие, но ещё большим сюрпризом должен оказаться факт, что малоизвестная на родине лента «Он – дракон» – одна из самых кассовых в российском кинематографе. Все дело в том, что история о девушке, которая влюбляется в своего похитителя – дракона, – довольно удачно перекликается с фантастическими западными мелодрамами вроде «Красавицы и чудовища», поэтому понравиться заграничному зрителю ей было нетрудно. Однако самые большие сборы у фильма оказались в Китае – там аудиторию привлек еще и образ главного героя – благородного дракона, который испокон веков в китайской культуре считается священным.

«Левиафан» (2014)

«Левиафан» (2014) фото
«Левиафан» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Судьба Андрея Звягинцева сильно напоминает жизненный путь Андрея Тарковского – им восхищаются за рубежом, но шельмуют на родине. Картины российского режиссера высоко ценятся на международных кинофестивалях – «Левиафан», к примеру, получил «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм и награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, – при этом в России считаются социальной чернухой. Звягинцева обвиняют в намеренном искажении российской действительности в угоду западу, излишне депрессивной и менторской манере изложения сюжета, а также в перегруженности фильмов метафорами. Отчасти с этим можно согласиться, однако Звягинцев – большой художник, наш соотечественник, чье имя за рубежом будут помнить ни один год. И с этим надо считаться.

«Маша и медведь» (2009 – по настоящее время)

«Маша и медведь» (2009 – по настоящее время) фото
«Маша и медведь» (2009 – по настоящее время)
Фото: Кадр из мультсериала

Российский анимационный сериал для дошколят почти с самого момента своего появления очаровал не только свою целевую аудиторию, но и взрослых – родителей. История деловой и хозяйственной Маши, воспитывающей непутевого медведя, настолько быстро завоевала сердца зрителей в России, что ее успех за рубежом был лишь делом времени. Сейчас «Маша и медведь» переведены на 42 языка и транслируются по всему миру. А совсем недавно стало известно, что мультсериал стал самой популярной детской программой на всей планете – российский мультик обогнал своих главных конкурентов в лице «Свинки Пеппы» и «Улицы Сезам».

«Дылда» (2019)

«Дылда» (2019) фото
«Дылда» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Совсем ещё юный 30-летний российский режиссер Кантемир Балагов начал покорять публику западных кинофестивалей со своего дебютного полнометражного фильма «Теснота». Уже он был воспринят как новое свежее дыхание российского кинематографа – картина повествовала о молодой девушке-бунтарке, на чьи плечи ложится решение семейной драмы. Всего два года спустя выходит «Дылда» – и это новый триумф. В Каннах фильм, который рассказывал очень личную историю двух женщин, адаптирующихся к нормальной жизни после Великой отечественной войны, получила главный приз в программе Особый взгляд. Балагов подтвердил свой статус вундеркинда и был приглашен уже в Голливуд – точнее в Канаду. Именно там сейчас снимают масштабнейший сериальный проект по ультрапопулярной игре The Last Of Us – а россиянину Кантемиру Балагову доверили снимать самый ответственный первый эпизод нового проекта.

«Эпидемия» (2019)

«Эпидемия» (2019) фото
«Эпидемия» (2019)
Фото: Кадр из сериала

Российский сериал о зомби-апокалипсисе стал таким успешным за рубежом во многом благодаря пандемии коронавируса. И Netflix. Именно на стриминговом сервисе его смогли посмотреть западные зрители, вознеся отечественный проект в топ-5 самых просматриваемых позиций онлайн-кинотеатра на тот момент. Шоу имеет литературную основу – роман Яны Вагнер «Вонгозеро». Это драматическая история мужчины, разрывающегося между двумя семьями и пытающегося спасти всех своих любимых от страшной эпидемии. Сериал был высоко оценен не только рядовыми зрителями, но и мэтром хорроров – Стивен Кинг назвал «Эпидемию» чертовски хорошей.

«Майор Гром: Чумной доктор» (2021)

«Майор Гром: Чумной доктор» (2021) фото
«Майор Гром: Чумной доктор» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Сколько бы вопросов у нас ни возникало к экранизации комиксового сюжета российского издательства BUBBLE, из песни слов не выкинешь – «Майор Гром» действительно обрёл бешеную популярность за рубежом. Российский супергеройский фильм о смелом полицейском, останавливающем злодея-анархиста, стал самым популярным на Netflix за июль 2021 года – он обогнал ужастики «Улица страха» и «Кроваво-красное небо».

В Twitter и других соцсетях «Майор Гром» собрал внушительную фанбазу и, судя по всему, на этом не остановится. В конце концов, кто сказал, что весь мир должен любоваться на щит Капитана Америки, а не на мужественные скулы питерского полицейского?

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500