«Белорусский вокзал», реж. Андрей Смирнов, фото
«Белорусский вокзал», реж. Андрей Смирнов
Фото: Кадр из фильма

«Белорусский вокзал» спасли слезы Брежнева: факты о культовом фильме

Картину мог бы никто не увидеть – ее пытались запретить несколько раз.

Пару месяцев назад российская общественность возмутилась известию о том, что Мосфильм и Тигран Кеосаян хотят переснять советский фильм «Белорусский вокзал», перенеся действие картины в современность и заменив ветеранов Великой Отечественной на афганцев. Против этой идеи высказались и сами ветераны Афгана, и режиссер оригинальной ленты Андрей Смирнов, заявивший, что не благословит Кеосаяна на съемки, и даже Иван Ургант в своем вечернем шоу. В итоге Кеосаян ретировался, написав в соцсетях, что, мол, не в курсе, откуда вообще пошли лживые слухи о его намерении переснять культовый фильм.

Реакция российского общества, посчитавшего кощунством создать ремейк картины Смирнова, понятна – «Белорусский вокзал» до сих пор считается одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Причем никакой войны в ленте на самом деле нет: ее действие разворачивается через несколько лет после победы, рассказывая о друзьях-ветеранах, встретившихся на похоронах своего боевого товарища. Интересно, что этот фильм, как и другие значимые картины советского периода, мог бы никто не увидеть – его пытались запретить несколько раз, начиная с этапа подготовки сценария и выбора режиссера.

Память отца

Белорусский вокзал – незримый герой картины. Для фронтовиков он был своеобразным символом войны, ведь именно оттуда 22 июня 1941 года отправлялись военные эшелоны и туда же они приезжали 9 мая 1945 года. Для режиссера Андрея Смирнова снять фильм с таким заглавием было невероятно важно. В годы войны самому будущему режиссеру было всего 14 лет, однако позднее его отец Сергей Смирнов, будучи ведущим программы «Рассказы неизвестных героев», посвятил долгие годы поиску солдат, совершивших подвиги. Со многими из них встречался и Смирнов-младший, с юности проникнувшийся историями фронтовиков.

Режиссер-антисоветчик

На старте работы над «Белорусским вокзалом» Андрею Смирнову было всего 27 лет, отчего многие его решения по съемочному процессу оспаривались киностудией и министерством культуры. Тем паче что Смирнов подозревался еще и в антисоветских взглядах, а снимаемый им фильм, по мнению чиновников, был пропитан упадническими настроениями.

Дело в том, что сценарий драматурга Владимира Трунина до того, как им заинтересовался Смирнов, уже много лет лежал на Мосфильме. Автора несколько раз просили его переписывать, а после студия и вовсе расторгла со сценаристом договор. В режиссерское кресло сначала собирались позвать Ларису Шепитько, но ей идея картины не понравилась. И тогда сценарий перешел к Андрею Смирнову. Он нашел драматурга Трунина в киноэкспедиции в Средней Азии, чтобы вместе доработать скрипт. Однако министерство культуры плоды совместных трудов сценариста и режиссера не впечатлили: дескать, фронтовики в тексте показаны неудачниками и дебоширами, а сотрудники милиции – бесчестными разгильдяями. Из сценария пришлось вырезать несколько сцен, и съемки наконец начались.

«Белорусский вокзал», реж. Андрей Смирнов, фото
«Белорусский вокзал», реж. Андрей Смирнов
Фото: Кадр из фильма

Фурцевой пришлось извиниться

Кастинг актеров на главные роли также проходил не без эксцессов. С сомнением и недоумением чиновники восприняли решение Смирнова позвать в картину о фронтовиках двух комедийных (как считалось тогда) актеров – Анатолия Папанова и Евгения Леонова. На самом деле Папанов на роль бывшего радиста, а ныне бухгалтера Дубинского подходил идеально – ведь он и сам попал на фронт с первых же дней войны и о том, что такое дружба боевых товарищей, знал не понаслышке. Дубинского в «Белорусском вокзале» вполне мог сыграть Иннокентий Смоктуновский, но режиссер выбрал Папанова и не прогадал – актер мечтал о серьезной драматической роли и прекрасно проявил себя.

Для Евгения Леонова «Белорусский вокзал» оказался первым фильмом о войне, поэтому стал знаковым. Актер много раз признавался, что картина Смирного – одна из его самых любимых. «Этот маленький, обыденный человек высок и красив... Я его очень люблю», – говорил про своего персонажа Леонов.

Однако гораздо сложнее ситуация разворачивалась с Ниной Ургант, которую режиссер позвал на роль бывшей фронтовой медсестры Раи. Против ее кандидатуры по неизвестным причинам выступала сама министр культуры Екатерина Фурцева. Она хотела видеть в фильме то Ию Саввину, то Инну Макарову, но Андрей Смирнов был непреклонен в своем выборе. Наконец, когда режиссер поставил ультиматум, пригрозив уйти из картины, чиновники согласились пойти ему навстречу. В итоге успех картины был так велик, а Нина Ургант так проникновенно отыграла свою роль, что Фурцева была вынуждена признать ошибку. «Простите, я была не права», – написала она в телеграмме для Ургант.

«Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал»

«Белорусский вокзал», реж. Андрей Смирнов, фото
«Белорусский вокзал», реж. Андрей Смирнов
Фото: Кадр из фильма

Центральное место в популярности картины занимает песня «Нам нужна одна победа», написанная Булатом Окуджавой и Альфредом Шнитке специально для фильма. Поначалу Нина Ургант предполагала, что споет под гитару одну из песен Клавдии Шульженко, однако с решением Смирнова записать что-то другое спорить не стала. И вскоре, увидев, как на съемочной площадке под произведение Окуджавы плачут актеры, поняла, насколько точным было чутье Андрея Смирнова. Теперь самым сложным для актрисы было самой не поддаться эмоциям и не прослезиться в кадре – по задумке режиссера, во время исполнения песни плакать должны были все, кроме Раи. Сцену удалось снять далеко не с первого дубля, однако она получилась невероятно душевной и позднее обрела статус культовой.

В одном из интервью Нина Ургант рассказывала, что уже в 80-е к ней на улице подошли двое мужчин бандитской наружности. Актриса испугалась, но, как выяснилось, напрасно – прохожие встали перед ней на колени: «Спасибо! Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал».

Существует легенда, что исполнение песни «Нам нужна одна победа» Ниной Ургант растрогало не только обычных зрителей и самих фронтовиков, но и Леонида Брежнева. Картину якобы все-таки чуть не запретили, однако ее успел посмотреть генсек, начав характерно всхлипывать на песне о десантном батальоне, – так «Белорусский вокзал» был спасен.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров