«Аватар: Путь воды»: отличный сиквел с простым сюжетом, который можно и нужно смотреть в кино
Фото: Кадр из фильма

«Аватар: Путь воды»: отличный сиквел с простым сюжетом, который можно и нужно смотреть в кино

Посмотрев новое визуальное творение Джеймса Кэмерона, разбираемся, в чем достоинства и недостатки «Аватара: Путь воды».
Ангелина Гура
|
16 Января 2023
2022
фэнтези, фантастика, боевик
Режиссер Джеймс Кэмерон
США
IMDb7.9
Кинопоиск8.0
8.0

Спустя 13 лет режиссер Джеймс Кэмерон представил зрителям сиквел самого кассового фильма в истории «Аватар». Новая часть вышла в зарубежных кинотеатрах 16 декабря и получила подзаголовок «Путь воды», став прямым продолжением оригинальной истории бывшего морпеха Джейка Салли. В России новый «Аватар» не получил официального релиза из-за ухода компании Disney, но все же, пусть и нелегально, добрался до крупных российских киносетей в середине января. Посмотрев новое визуальное творение Джеймса Кэмерона, разбираемся, в чем достоинства и недостатки «Аватара: Путь воды».

Сюжет

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

С момента событий «Аватара» проходит более пятнадцати лет, и за это время Джейк (Сэм Уортингтон) и Нейтири (Зои Салдана) обзаводятся потомством. Они воспитывают сыновей Нетейама (Джейми Флаттерс) и Ло’ака (Британ Далтон), а также младшую дочь Туктирей (Тринити Блисс). Кроме того, у пары есть приемные дети: девочка Кири (Сигурни Уивер) – дочь погибшей в первой части доктора Грэйс Огустин; и землянин Майлз Сокорро по кличке Паук (Джек Чемпион), который родился и вырос на Пандоре. Джейк по-прежнему носит титул вождя клана Оматикайя, который он получил в конце первого «Аватара», и наслаждается размеренной жизнью в компании большой семьи.  

Беспечное спокойствие Джейка прерывается в тот момент, когда на Пандору высаживаются очередные агрессивно настроенные земляне в лице уже знакомой корпорации RDA. Теперь они хотят не только добывать особо ценные ресурсы, как это было в первом «Аватаре», но и полноценно завоевать планету, вытеснив местных жителей. Мотив простой: Земля становится непригодной для жизни, а Пандора сможет стать идеальным новым домом для людей. В сложившихся обстоятельствах Джейк вместе с другими На"Ви ведет партизанскую войну против захватчиков, а RDA отправляет на Пандору отряд аватаров во главе с полковником Майлзом Куоритчем (Стивен Лэнг). И хотя полковник погиб в финале первой части, его память, сознание и навыки сохранили в RDA, чтобы затем «воскресить» опытного бойца уже в аватаре.

Воссозданный Куоритч помнит о своей ненависти к предателю Джейку Салли и хочет с ним расправиться не только из-за приказа уничтожить главу местного сопротивления, но и следуя личным мотивам. Полковнику удается взять в плен детей Джейка, и после неминуемого столкновения старых врагов Салли решает покинуть родной клан Оматикайя, опасаясь гибели членов своей семьи. Он собирает родных и отправляется на поиски укрытия на островах, где обитает клан Меткайина – другой вид На"Ви, предпочитающий жить у берегов океана.  

Плюсы

Трехчасовой хронометраж, который не утомляет зрителя

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

Хронометраж второго «Аватара» мог бы попасть в категорию недостатков (фильм идет более трех часов), но внушительная длительность не дает зрителю скучать. В первые минуты Джеймс Кэмерон быстро и четко обрисовывает картину изменившейся со временем жизни Джейка и почти сразу переключается на экшен, вовлекая в новую историю. В фильме нет откровенно скучных моментов, когда зрителю хочется потянуться за телефоном и проверить, сколько времени осталось до конца сеанса. «Путь воды» сразу захватывает внимание и плавно подводит к новому сюжетному витку без утомляющих провисаний.

Джеймсу Кэмерону потребовалось три часа для того, чтобы рассказать историю, и его режиссерское решение вполне оправданно. За отведенное время он показывает и рассказывает ровно столько, сколько ему хотелось, и ни минутой больше. На создание «Пути воды» ушло 13 лет, в течение которых сиквел неоднократно «переезжал» с одной даты релиза на другую, а сам Кэмерон хотел выстроить проработанный мир с персонажами, которые бы связали все запланированные части «Аватара». По итогу «Путь воды» изобилует зрелищными сценами, следуя отличному темпу повествования и крепко удерживая зрительский интерес к происходящему.

Прекрасный визуал

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

В 2009 году «Аватар» задал новую планку для фильмов, при создании которых используются визуальные эффекты. Картина Джеймса Кэмерона впечатляла красотой вымышленного мира, целиком воссозданного с помощью графики: здесь был и таинственный люминесцентный лес Пандоры, и его необычные жители с темно-синей кожей и широкими глазами, а также самые разнообразные живые существа с яркой окраской, смутно напоминающие реальных животных. В сиквеле Кэмерон пошел еще дальше в желании углубиться в необъятный мир Пандоры и показать зрителям совершенно новую сторону планеты На"Ви.

Представители клана Меткайина, к кому направились главные герои «Аватара», внешне отличаются от знакомых На"Ви: у них другой цвет кожи, иначе устроены конечности, так как они проводят много времени в воде, и немного иной уклад жизни. С помощью Меткайина Джеймс Кэмерон захотел показать океанские глубины Пандоры, разнообразие той фауны и флоры – все это складывается в прекрасное, масштабное и по-прежнему впечатляющее зрелище, которым хочется любоваться в неменьшей степени, чем узнаваемыми лесами из первой части. Мир Кэмерона все так же обманчив: любуясь им, зритель забывает о том, что тот ненастоящий, и в этом заключается главное достоинство спецэффектов «Аватара».  

Любовь режиссера к франшизе, которая читается в каждом кадре

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

К фильмам «Аватар» можно относиться как угодно, но у них не отнять искренней любви Джеймса Кэмерона. Его трепетное отношение к миру Пандоры спрятано в каждом кадре, когда он раздвигает границы и показывает новую сторону планеты На"Ви. Он погружается под воду вместе со своими героями, которым приходится учиться плавать, и будто бы замирает, позволяя всецело насладиться ранее невиданным зрелищем. Современного кинозрителя крайне сложно удивить визуальными эффектами или вымышленными мирами, но Кэмерон и не преследует подобной цели. Скорее, он хочет достоверно показать Пандору – мир, которым так искренне горит последние годы. Не впечатляющая графика делает фильм настоящим, а отношение режиссера и его явная любовь к планете На"Ви.

Минусы

Незатейливый сюжет

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

Сюжет «Пути воды» прост и предсказуем. Глобальные планы RDA переселить землян на Пандору – лишь затравка для будущих сиквелов. Обозначив мотив людей, Кэмерон все сводит к тому самому банальному противостоянию бравого героя Джейка Салли и полковника Майлза Куоритча, повторяя ту же формулу, что и в первом фильме. Единственным отличием служит то, что Салли теперь есть, за что воевать, а тема семьи, о которой создатели не раз заявляли в интервью, становится основной. Самое важное в жизни любого человека или, если речь об «Аватаре», любого представителя народа На’Ви – родные люди, и Кэмерон в оболочке прекрасного мира Пандоры транслирует зрителям эту прописную истину.

Майлз Куоритч – все тот же непробиваемый «солдафон», хотя теперь и вынужден действовать в личине своего главного врага – На"Ви. Куоритч рад новому более сильному и выносливому телу На"Ви, а желание убить чету Салли будто выбито где-то на обратной стороне его черепной коробки, делая из него все того же клише-злодея. Сюжетная простота «Пути воды» не добавляет картине должного веса, но, как ни странно, и не портит его. Сиквел воспринимается как начало истории, которая получит должное развитие в последующих фильмах франшизы.

Пресные второстепенные конфликты

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

Еще одной сюжетной веткой «Аватара: Путь воды» стал конфликт отцов и детей, в котором младший сын Джейка – Ло’ак пытается доказать родителям, что он ничем не уступает старшему брату Нетейаму. Первенец четы Салли явно превосходит младшего брата во всем, хотя родители стараются уделять равное количество внимания, любви и воспитания всем своим детям. Ло’ак рвется показать, что он взрослый и готов принимать серьезные решения, но ожидаемо подставляется, за что и получает закономерный выговор со стороны отца.

И все бы ничего, но этот конфликт неровными мазками проходится по всему сюжету, не вызывая должных эмоций. Ему будто не хватает времени в трехчасовом хронометраже, где Кэмерон пытается раскрыть других детей Джейка и Нейтири, показать особенности жизни водного клана и снабдить это все зрелищными экшен-сценами. На эмоции Кэмерон выводит в сценах, где по вине людей гибнут обитатели Пандоры – разумные тулкуны, напоминающие китов. Здесь он использует тот же метод, что и в первом «Аватаре»: показать ужасных людей и страдающих от чужой жестокости На"Ви. А вот персонажи будто не успевают пройти должный путь и измениться, что вновь наталкивает на мысль: режиссер оставил все это на будущие фильмы.

Главные герои не изменились с первой части

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

Львиная часть времени «Пути воды» посвящена детям Джейка и Нейтири, тогда как они сами нередко теряются на фоне всего происходящего. И хотя для них прошло немало времени с момента первого «Аватара», нельзя сказать, что герои хоть как-то изменились. В начале фильма Джейк говорит, что появление детей вызвало в нем чувства, о которых он и не подозревал, будучи бывшим солдатом, чья жизнь всегда крутилась вокруг одной армии. Да, у главных героев появились дети, и это все изменения, о которых можно узнать из сиквела. Джейк все тот же боец и солдат, который теперь защищает семью, а Нейтири, как и в первой части, готова броситься разъяренной кошкой на любого, кто причинит вред дорогим ей людям. Для героев словно не прошло пятнадцати лет, и это отчасти удивляет.

Джеймс Кэмерон не дал развития героям, с которых начался «Аватар». Для него они остались теми же, что и в первом фильме, но только теперь с кучей детей, у которых собственные проблемы. Подобное отношение режиссера наталкивает на мысль, что для него важнее мир вокруг героев, а не герои в этом мире. Джейк в самом начале фильма принимает решение отправиться к клану Меткайина, чтобы попросить у них убежища. Ему ничего не мешало просто оставить родной клан и жить обособленно со своими родными вдали ото всех. По неясной причине Джейк пришел в чужое поселение, зная, что за ним последует война и разрушения, из-за которых пострадают непричастные. Этот поступок идет вразрез с логикой и служит исключительно для того, чтобы режиссер смог показать новую сторону Пандоры.  

Итог

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма

«Аватар: Путь воды» – хороший фильм, даже несмотря на до боли простой сюжет. Его интересно и приятно смотреть, а история сама по себе целостная, пусть и не богата на сложные сюжетные повороты. Первая часть тоже не отличалась драматургическими изысками, а развязка была вполне ожидаемой и предсказуемой. Так же происходит и в сиквеле. Фильмы «Аватар» подкупают совершенно другими вещами: любовью создателя, зрелищностью и качественным темпом повествования, от которого не устаешь и не теряешь интереса.

Вторая часть явно служит трамплином к последующим картинам, в которых зрителей ждут новые кланы, вроде воинственного племени огня, и посещение На"Ви погибающей Земли. Джеймс Кэмерон уже подтвердил, что внушительные сборы «Пути воды», которые в настоящий момент составляют более 1,7 млрд долларов, позволят ему снять новые части.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров