«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
{{ label }}

«Побег из Нью-Йорка»: две причины посмотреть фильм сегодня

И Рассел такой молодой, и «Нечто» еще впереди!
Святослав Бирючин
|
26 Августа 2021
1981
фантастика, приключения, боевик
Режиссер Джон Карпентер
Великобритания, США
IMDb7.2
Кинопоиск7.0
7.1

С 26 августа в программе отечественных кинотеатров можно увидеть «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера. Культовый боевик, который в этом году отмечает 40-летний юбилей, будет показан в России на языке оригинала с русскими субтитрами в отреставрированной 4К-версии, одобренной режиссером и оператором проекта.

«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер
Фото: Кадр из фильма

По сюжету фильма, в недалеком будущем (а по отношению к нашим дням – недалеком прошлом) преступность в США по неозвученным причинам выросла аж на 400 %, а славный город Нью-Йорк стал тюрьмой строгого режима для самых отъявленных американских преступников. Остров Манхэттен окружен устрашающей стеной, все мосты и водные пути заминированы, так что сбежать никак нельзя. На территории тюрьмы нет охраны, внутри царит местный закон (читай: беспредел), поэтому когда по несчастливому стечению обстоятельств в этом концлагере аварийно приземляется не кто-нибудь, а первое лицо государства, вызволить его живым и невредимым власти поручают лучшему из лучших – немногословному и чрезвычайно брутальному правонарушителю, а в прошлом герою и универсальному солдату «Змею» Плискину, которому в случае успеха операции пожизненное заключение обещают заменить на свободу.

«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер
Фото: Кадр из фильма

Снятый Карпентером после легендарного «Хэллоуина», но за год до культового «Нечто» все с тем же Куртом Расселом, «Побег из Нью-Йорка» сам по себе вряд ли способен чем-то удивить современного зрителя. Де-факто это не более, чем до жути неправдоподобный боевик про сверхопасную спецоперацию в условиях антиутопического сеттинга, снятый с откровенно архаичными по нынешним меркам спецэффектами. Впрочем, несмотря на это, картина Карпентера любопытна сегодня минимум по двум причинам.

«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер
Фото: Кадр из фильма

Во-первых, «Побег из Нью-Йорка» напоминает, каким в общих чертах был американский мейнстрим 1980-х гг. По крайней мере – в том, что касается боевиков. Женские персонажи предельно сексуальны и сугубо второстепенны, маскулинность протагониста выкручена на максимум (оцените look Плискина по шкале «Модного приговора»), а реалистичность и логика повествования принесены в жертву зрелищности и динамике. И если для одной категории зрителей подобные фильмы противны как нечто сексистское, примитивное и принципиально устаревшее, то для других такое кино – «потерянный рай», уютное пространство утраченного прошлого, когда боевики были боевиками, мужчины – мужчинами, а женщины – женщинами.

«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер
Фото: Кадр из фильма

Во-вторых, «Побег из Нью-Йорка» строго показан отечественным зрителям, ностальгирующим по кино времен СССР. Этот боевик косвенно, но вполне доходчиво демонстрирует, каким было (а точнее – каким не было) кино эпохи «развитого социализма». После просмотра фильма Карпентера и его советских ровесников невозможно всерьез дискутировать о полноценном сравнении американской и отечественной киноиндустрий. Было ли советское кино великим? В своих лучших образцах – да, определенно. Было ли оно столь же тематически смелым и жанрово разнообразным, как американское? Нет, совсем нет.

«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер
Фото: Кадр из фильма

Судите сами. В «Побеге из Нью-Йорка» заключенные всячески издеваются над беспомощным и малоприятным главой государства, протагонист, решив проучить президента, оставляет его в дураках, а эффектная героиня Эдриенн Барбо (тогдашней жены Карпентера) всю свою экранную дорогу сияет манящим декольте, порядком отвлекающим от основного экранного действия. Наконец, в основу сюжета заложена чисто американская завязка: «Змей» Плискин отправляется на поиски главы государства не от большой любви к последнему или чувства долга перед страной, а в обмен на собственное освобождение и буквальное физическое выживание (перед началом спецоперации «хорошие» люди всаживают в героя нехорошие капсулы, от которых он может натурально умереть, если вовремя не вернет президента восвояси). Просто бизнес, ничего личного. А теперь скажите честно: возможно ли было все это (или хотя бы нечто отдалёенно похожее) в советских фильмах начала 1980-х?

«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер, фото
«Побег из Нью-Йорка», реж. Джон Карпентер
Фото: Кадр из фильма

Особо рьяные поклонники советского кино, конечно, могут возразить: ну, да, у нас почти не снимали вплоть до Перестройки научно-фантастические боевики, антиутопии, криминальные триллеры, черные комедии, эротику и не только, и что с того? Разве мы много потеряли? Ведь сделано полно других прекрасных фильмов. Ответ очевиден: да, потеряли и очень много. Один из ведущих российских кинопродюсеров, глава «СТВ» Сергей Сельянов регулярно озвучивает буддистско-маоистский девиз своей компании: «Пусть расцветают сто цветов». Если бы этого мудрого кредо придерживались большие начальники кино СССР, сегодня мы бы с гордостью отмечали солидный юбилей какого-нибудь шедеврального советского боевика. Благо, талантливых кинематографистов в наших краях всегда хватало. Но история, увы, распорядилась иначе, а потому за неимением своего Карпентера мы с уважением вспоминаем творения американского. Дай ему бог здоровья.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500