Ремейки – за и против: для чего их снимают, кто их смотрит, за что их любят?

Размышляем о том, по каким законам существуют переделки фильмов.

Подразумевая под ремейком не просто переделку «по мотивам», но новую версию уже существующего произведения с неизбежной модификацией отдельных художественных характеристик первоисточника, резонно задаться вопросом «Для чего некоторые фильмы вообще переснимают? Кто смотрит и любит ремейки?». Чтобы получить ответ, стоит обратиться к психологии и такому понятию, как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивые люди отличаются открытостью и интересом к изменениям во внешней среде, относятся к новому не как к угрозе, а как к возможности индивидуального развития. Люди, подверженные стрессам, напротив, во внешних изменениях видят лишь угрозу собственному существованию, причем как правило это проявляется у них неосознанно. Первых на планете крайне мало, вторых – абсолютное большинство.

Ирония судьбы. Продолжение (2007), реж. 
Тимур Бекмамбетов фото
Ирония судьбы. Продолжение (2007), реж. Тимур Бекмамбетов
Фото: Кадр из фильма

Если спроецировать это неравное соотношение на восприятие кинематографа, получится любопытная картина. Львиная доля зрителей – сама того не понимая – хочет узнавать в новом знакомое и на самом деле не любит на экране полной новизны, поскольку для нее главная причина стресса заключена в разрушении так называемых «базисных иллюзий», или базисного сюжета жизни: например, уверенности в том, что добро побеждает зло, что настоящий талант всегда пробьет себе дорогу, что прекрасный принц и прекрасная принцесса обязательно будут вместе.

Из чего напрашивается простой вывод: положительно к ремейкам относится прежде всего та часть публики, которая не является стрессоустойчивой, ей нравится встречать в кино знакомые сюжеты, а вместе с тем – заново испытывать уже пережитые однажды эмоции. Иначе говоря, возвращение к «хорошо забытому старому» кажется ей удачным мероприятием прежде всего в силу своей безопасности, ведь ремейк на то и ремейк, что, покушаясь на детали, он не меняет главного и не таит в себе серьезных потрясений. Идя от обратного, нетрудно понять, кто из зрителей, напротив, ремейки не жалует. То самое стрессоустойчивое меньшинство, жадно ищущее в кино все новое и незнакомое, не в восторге от ремейков именно потому, что последние эту жажду неизведанного в силу самой своей природы утолить не в силах.

Охотники за привидениями (2016), реж.Пол Фиг фото
Охотники за привидениями (2016), реж.Пол Фиг
Фото: Кадр из фильма

Впрочем, влияние психологии далеко не единственный аргумент. В ответе на вопрос «Почему одни ремейки получаются, а другие – нет?» осознанное отношение публики к ремейкам в каждом конкретном случае зависит от совокупности целого ряда факторов. Например, если оригинал обладает культовым статусом или широко признается как нечто совершенное (или близкое к идеалу), любая попытка переосмысления такого произведения на новом материале автоматически вызывает у аудитории неприятие. Это отторжение продиктовано двумя простыми причинами: во-первых, шедевр сам по себе не нуждается в том, чтобы его переделывали (по принципу «от добра добра не ищут»), во-вторых, даже если некий отчаянный автор и берется за такую сомнительную авантюру, шансов на то, что он придет к успеху, изначально немного. Примеры вроде «Плетеного человека» (2006) с Николасом Кейджем или сравнительно недавних «Охотников за привидениями» (2016) лишь подтверждают незыблемость этого правила: попробуйте заново построить еще один Лувр или Эрмитаж – как думаете, у вас получится?

Кавказская пленница! (2014), реж. Максим Воронков фото
Кавказская пленница! (2014), реж. Максим Воронков
Фото: Кадр из фильма

Помимо художественных качеств и негласного статуса исходного произведения в культурном пространстве значительным фактором успеха ремейка, безусловно, является профессиональный уровень и репутация его исполнителей в зрительской среде. Самые хрестоматийные отечественные примеры последних десятилетий – «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Служебный роман. Наше время» (2011), «Джентльмены, удачи!» (2012), «Кавказская пленница» (2014). Ни один из этих проектов даже с натяжкой нельзя назвать удачным, если брать за основу не кассовые показатели, а мнение критиков и рядовых зрителей, сформированное на холодную голову по гамбургскому счету. Оценка подобных опусов публикой варьируется в диапазоне от глупой затеи до грубого осквернения общепринятых киношных святынь. То же, к слову, касается попыток адаптировать для русскоязычных экранов суперпопулярные западные ситкомы а-ля «Как я встретил вашу маму» (2005-2014) или «В Филадельфии всегда солнечно» (2005-…).

Отступники (2006), реж. Мартин Скорсезе фото
Отступники (2006), реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Наконец, еще один немаловажный аспект – национальная специфика, колорит исходного материала. Если даже в рамках одного культурного кода ремейки зачастую оборачиваются тотальным фиаско, то уж кочевание сюжетов, мотивов и персонажей между разными странами и континентами тем более сродни ходьбе по канату безо всякой страховки. Чаще всего судьба таких предприятий оказывается ожидаемо бесславной. Вспомните хотя бы откровенно беспомощный ремейк южнокорейского «Олдбоя» (2003), снятый Спайком Ли с Джошем Бролином в главной роли через десять лет (2013) после триумфа азиатского оригинала. Та же история + другой мир = абсолютный провал.

Одиннадцать друзей Оушена (2001), реж. 
Стивен Содерберг фото
Одиннадцать друзей Оушена (2001), реж. Стивен Содерберг
Фото: Кадр из фильма

Приведенные выше примеры вовсе не означают, что ремейк как явление априори обречен на неудачу. Суть в том, что любая последующая версия однажды созданного кинопроизведения – чтобы стать успешной – должна не только отказаться от прямого пародирования оригинала, но и превзойти его по художественному уровню и/или актуальности, качественным образом переосмыслив его, добавив к нему нечто принципиальное новое, отсутствующее в первоисточнике, в некотором смысле дав ему второе дыхание в изменившихся исторических и общественно-политических условиях. Это чертовски сложная задача, но в истории кино существует достаточно впечатляющих кейсов, когда режиссеры справлялись с ней блестяще. Так, американский ремейк гонконгской «Двойной рокировки» (2002), вышедший на экраны под названием «Отступники» (2006), стал одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе и был удостоен сразу четырех оскаровских статуэток. «Нечто» (1982), «Лицо со шрамом» (1983), «Мыс страха» (1991), «Запах женщины» (1992), «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) – это лишь несколько выдающихся ремейков, заслуженно затмивших и оставивших далеко позади стародавние оригиналы. Авторы этих экспериментов рисковали с треском провалиться, если бы что-то пошло не так, но верили в себя, оказались достаточно талантливы и профессиональны, и у них получилось. Безумству храбрых поем мы песню.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая