Драки, кровь и стрельба: как советские интеллигенты штурмовали кинотеатры ради «Пиратов XX века»

Чтобы сходить на этот фильм, целые классы сбегали с уроков в школе.
Светлана Тучкова
|
09 Октября 2021
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

«Пираты XX века» – самый коммерчески успешный фильм советского кинематографа, который за год посмотрели 90 млн человек. В историю кино он вошел еще и как первый советский боевик, благодаря динамичному сюжету, зрелищными драками и красивым каскадерским трюкам.  

Советский сухогруз «Нежин» везет во Владивосток медицинский опиум. По пути команда спасает оказавшегося в открытом море человека, не подозревая, что это ловушка и очень скоро оказывается в заложниках у настоящих пиратов. Бандиты планируют расправиться с экипажем, но советские моряки не собираются так просто сдаваться.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Сюжет «Пиратов XX века» основан на реальных событиях, разве что с иным исходом. В конце 70-х пираты захватили итальянское судно с урановой рудой, – никто из команды тогда не выжил. Были подобные случаи и в истории советского пароходства. В конце 50-х наш корабль захватили в Южно-Китайском море, недалеко от Тайваня. Дело там было не в грузе, а в политике, но история тоже получилась громкая. В свое время об этом тоже сняли фильм «Чрезвычайное происшествие», а одну из главных ролей сыграл молодой Вячеслав Тихонов.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Видимо, что-то щелкнуло в голове Станислава Говрухина, когда он читал заметку про несчастных итальянцев. Обе истории переплелись, и возникла идея совсем другого кино, – о противостоянии в море советских моряков и бандитов. У самого режиссера в плане стояло «Место встречи изменить нельзя», – картина многосерийная, долгая. Поэтому он предложил идею своему однокурснику по ВГИКу Борису Дурову, – когда-то они вместе поставили «Вертикаль», открыв для всей страны талант Владимира Высоцкого.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Сценарий написали вместе. Сразу решили, что фильм будет жесткий, возможно, даже жестокий, – максимально приближенный к реальности, но только чтобы наши победили. На утверждении комиссии Госкино все понравилось, за одним исключением. Чиновники попросили режиссера придумать какой-нибудь менее провокационный груз для судна. Дуров предложил опиум для фармацевтической промышленности. В комиссии возмутились, – наркотики?! «А что же еще везти кораблю из-за границы?! Это же лекарство», – вскипел режиссер. Препирались долго, но в конце концов опиум решили оставить, – ничего более привлекательного для пиратов придумать не удалось. 

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Корабли для съемок раздобыли в Азовском морском пароходстве и в порту Мариуполя. Там же сняли первые кадры фильма, – погрузку. Основным местом действия было решено оставить Южно-Китайское море. Поэтому требовалась натура, напоминающая Дальний Восток. Искали долго, объездили все черноморское побережье. Нечто похожее нашлось в Крыму, – в бухте Нового Света были отличные скалы с редким, колючим кустарником.  

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Пожар на судне «Нежин» снимали у берегов Коктебеля. На самом деле корабль, конечно, не пострадал, – яркий огонь и клубы дым создавала горящая смола, тазы расставили по периметру палубы. А то, как сухогруз отправился ко дну, удалось сымитировать в бассейне гостиницы «Ялта». Команда две недели строила точную копию внутренних отсеков и кают.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Эти сцены снимали долго. Исполнитель главной роли Николай Еременко вспоминал, что спасал на камеру пассажиров несчастного корабля больше недели, – каждый день он по семь часов сидел в воде и все время нырял. Организм не выдерживал, из носа часто текла его настоящая, не бутафорская кровь, что тоже использовали в кадре. Артистов на всякий случай страховали водолазы. В подводных съемках у актрис была только одна дублерша, – она по очереди одевала то один, то другой наряд.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Николай Еременко не сразу получил главную роль, первые его пробы оказались неубедительными. Режиссеру больше нравился литовский артист Костас Маринанас, и он уже собирался было утвердить его, но Еременко настаивал. Говорил, что готов сам выполнять трюки, демонстрировал отличную физическую форму, делал сальто назад и вперед и даже предлагал потрогать бицепсы. Убедил. И все, что обещал, сделал. На съемках он не позволял себя дублировать. Дрался, прыгал со скалы в воду, выплывал и спасал пассажиров, – все сам.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Главного антагониста механика Сергея сыграл Талгат Нигматулин. Он с детства увлекался карате, был чемпионом мира Узбекистана. К тому времени в СССР уже появилась федерация этого вида спорта, хотя еще десяток лет назад все эти белые боевые кимоно с разноцветными поясами и эффектные удары ногами с разворота были под запретом.

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Нигматулин показал в фильме высший класс. Его партнерами, или сообщниками, стали ребята из спортивных секций. Драки, конечно, были постановочными, но лупили друг друга актера почти взаправду. Еременко рассказывал, как однажды почти целый день все падал и падал на бетонный пол, –  даже спустя годы его тело отлично помнило травмы, полученные на съемках «Пиратов». Впрочем, он не жалел, – фильм сделал его звездой. 

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Премьера состоялась летом 1980 года. Есть версия, что картина не вышла годом ранее из-за сомнений в Госкино, – там посчитали, что Дуров переборщил по части насилия и жестокости. Считается также, что одним из первых фильм посмотрел Леонид Брежнев, который, как известно, был поклонником жанровых фильмов, – любил вестерны, боевики, триллеры. Но подобные истории как-то слишком часто возникают в фильмографиях. Всем известно, что в любом ведомстве находятся свои перестраховщики, с другой стороны, – на дворе стояли 80-е. Еще пять лет – и снимать можно будет почти все. Так или иначе, но «Пираты XX века» добрались до кинотеатров... и сразу покорили советского зрителя. На фильм ходили и дважды, и трижды, причем в один день. Прокаты длились долго, осенью в города вернулись школьники. Именно они стали самыми преданными фанатами картины. На утренние рейсы, – те, что подешевле, сбегали с уроков иногда целыми классами. В результате, в ряде городов по просьбам учителей приходилось отменять утренние показы. 

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

За год «Пиратов» посмотрело рекордные 90 млн человек. Такого успеха не ожидал никто, – всегда считалось, что советский зритель по натуре интеллигент, а тут драки, кровь, стрельба... Фильм стал самым кассовым в истории советского кинематографа, хотя в деньгах тогда успех не меряли. Надо ли говорить, что Николай Еременко был выбран актером года, а секции карате пополнились сотнями желающих научиться драться, как в кино?!

«Пираты XX века», реж. Борис Дуров, фото
«Пираты XX века», реж. Борис Дуров
Фото: Кадр из фильма

Любой успех всегда хочется повторить. Когда уже началась перестройка, решено было снимать продолжение «Пиратов XX века». Это была история о современной королеве морских бандитов. Сюжет выстроили по шаблону, – теплоход советский, туристы зарубежные, а захват судна пиратами происходил где-то между Сиднеем и Гонконгом. Но Нигматулин и Еременко отказались, – сценарий им категорически не понравился. Впрочем, кино сделали и без них, и оно пусть с меньшим успехом прошло в кинотеатрах. Цифры оказались гораздо скромнее, и рекорд фильма Дурова так и остался непобитым. Но и в кино тогда уже стали ходить реже, гораздо большую популярность приобретали видеосалоны, где показывали совсем другие боевики, – с Брюсом Ли, Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне. 


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500