А поезда люблю с детства, с тех пор как школьницей ездила к бабушке и дедушке на Урал. Меня иногда даже отправляли одну. Мама выбирала в вагоне приличного человека или симпатичную семейную пару и просила: «Присмотрите, пожалуйста, за девочкой...» Тогда это было в порядке вещей.
В самолетах закутываюсь в платок, чтобы почувствовать себя как в коконе — теплом и уютном, подкладываю под шею самонадувную подушку — мне ее подруга Таня Абрамова подарила, облокачиваюсь на стеночку и засыпаю. А рядом, в другом кресле сворачивается клубочком Абрамова, с которой мы играем в одном антрепризном спектакле. Она сама про себя шутит: «Я — карманная женщина!» А вот мужчинам, особенно высоким, с длинными ногами, уснуть в самолете трудно.
— При частой смене часовых поясов некоторые люди предпочитают жить по московскому времени. А вы переводите часы в телефоне?
— Даже на Камчатке живу по московскому времени, потому что в нем существует моя семья. Мне надо постоянно общаться с детьми, быть в курсе всех их дел, контролировать. Поэтому когда на Дальнем Востоке ложусь спать после спектакля часов в семь утра по Москве, долго сплю, потому что должна в обед (тоже по Москве) начать созваниваться с детьми. Но все-таки высыпаться или хотя бы досыпать надо, потому что на сцену лучше выходить бодрой.
— Сколько надо часов, чтобы вам выспаться?
— Если у меня есть шесть часов, это уже счастье. Наверное, сильно устав, смогу часов десять проспать. Но их у меня просто никогда нет...
— Гастролирующие артисты иногда признаются, что порой, просыпаясь, не могут сообразить, в каком городе находятся. С вами так бывало?
— Нет, слава Богу. Но я знаю людей, у которых из-за постоянных переездов так действительно происходит. У меня путаница в другом — не в месте, а в сроках! Не могу быстро вспомнить, когда была в том или ином месте. Мне кажется, что только что, буквально два дня назад, была в Краснодаре. А на самом деле ездила туда месяц назад...
Когда столько всего происходит, все так быстро мелькает, стараюсь заострять внимание не на мелочах, а на главном. Для меня очень важно постоянно быть сосредоточенной, следить за своим режимом — успеть отдохнуть, поесть. Кто-то предпочитает выходить на сцену на голодный желудок, мол, артисту, чтобы играть, нельзя быть сытым. А я так не могу, мне нужны силы. И хотя некоторые коллеги надо мной посмеиваются, перед спектаклем обязательно должна хорошо поесть.
— Удается на выезде питаться нормально?
— Не всегда. Если есть возможность заменить обед лишним часом сна, выбираю второе. Но потом приходится по пути, иногда в кафе на обочине, покупать чай, кофе, орешки, чтобы хоть что-то поесть. Чтобы перебить голод, всегда беру в дорогу сухофрукты — курагу, чернослив, иногда йогурт. Могу перекусить фруктами, но только когда вне моей диеты, в которой запрещены молочные продукты и фрукты.
— Вы сидите на диете?
— Это не совсем диета, а стремление к правильному питанию. А оно для каждого человека свое. Я много читаю на эту тему, вообще про здоровье. Например, узнала, что иногда надо на месяц, а то и на два отказаться от сахаросодержащих продуктов — «молочки» и фруктов, чтобы удалить из организма вредные «субстанции» типа бактерий. А потом, когда организм очистится, следует элементарно соблюдать всем известные правила культуры питания. Во-первых, есть правильно приготовленные продукты (не жареные, а запеченные или отварные). Можно вечером таким способом приготовить мясо или рыбку, которые на следующий день взять с собой на съемки. Во-вторых, надо ограничивать объем съеденного. Проще всего ориентироваться на стакан пищи, этого вполне достаточно. Поэтому в ресторанах беру либо салат и половинку супа, либо второе с половинкой гарнира. И конечно, нельзя вечером есть продукты с большим содержанием углеводов или сахаров — например последних много в болгарском перце и цветной капусте. После спектакля обычно ем кусок курицы или рыбы со свежими овощами...