«Когда дел так много, иногда ощущаю себя «мамой-осьминожкой» которой не хватает девятого щупальца, чтобы подхватить споткнувшегося ребенка. Но если сильно концентрироваться на трудностях, они будут только нарастать. Проблемы надо решать по мере поступления и с радостью выполнять любое, даже самое сложное дело. Если у человека ясная цель, путь к ней становится легче. Только надо постоянно составлять планы и каждый пункт доделывать до конца», — рассказывает актриса Мария Порошина.
— Мария, я заметила, что с годами — а знакомы мы давно — у вас все большая нагрузка в кино и театре. Без преувеличения, вы одна из самых востребованных российских актрис. Как вы сами думаете, в чем секрет вашего успеха?
— А вы знаете, мне не всегда предлагают много работы. В какие-то периоды присылают больше сценариев, в какие-то поменьше. Так что у меня были паузы в кино. Может, это связано с тем, что вкусы публики часто меняются. Порой зрителю нужны фильмы добрые, о жизни простых людей. Потом вдруг усиливается интерес к фантастике, потусторонним мирам, вампирам. Затем успех имеют истории про спорт, после — детективы, полицейские сериалы. А потом зритель активно смотрит комедии. К тому же, как недавно пошутил один мой коллега: «Маша, ты за свою жизнь четыре с половиной года только беременная ходила!» Ведь когда дети совсем маленькие, сниматься очень сложно.
И в театре точно так же. Были периоды, когда не появлялись новые спектакли, а всегда так хочется попробовать что-то новое, то, что ты не играла. Все эти особенности нашей работы я прекрасно понимаю и не впадаю в депрессию, если предложений немного. Я просто потихоньку работаю, стараясь максимально выкладываться в каждом проекте, отвечая за те роли, что играю...
Наша профессия очень непредсказуемая: никто не знает, будешь ли ты завтра востребован. Помню период, когда покупала курицу гриль, несла ее домой и делила на всю семью, а больше в холодильнике ничего не было. Но все равно мы все были счастливы и замечательно себя чувствовали. Потом семья росла, увеличивались потребности: детей ведь надо одевать, кормить, давать им образование. Так что долго оставаться без работы не могу. И когда приглашают на кастинги, не отказываюсь.
— Не обидно ли популярной актрисе ходить на прослушивания, а потом, возможно, получить отказ?
— Нет! Потому что кастинг — это не только просмотр определенного артиста, но и «раскладка» актерского ансамбля. Режиссер и продюсеры смотрят: получится ли у этих актера и актрисы на экране пара, подходят ли они друг другу, не похожи ли они на другую «семью» из этого же проекта. Нюансов очень много. И когда мне отказывают, отношусь к этому философски.
Да, очень грустно не получить сильно понравившуюся роль. Но, значит, не судьба. И честное слово, радуюсь, если роль, которую мне не дали, потом удачно сыграла другая актриса, если получился достойный фильм. Мне всегда хочется, чтобы прекрасные сценарии превращались в хорошие картины, чтобы они радовали и утешали людей — пусть и не с моим участием. А вот когда хорошая история ложится на полку, например съемки откладываются, я печалюсь...
Профессия актера непростая — и физически, и психологически, и психически, и духовно. У меня идет постоянный спор с самой собой, все время одолевают сомнения: правильно ли выбрала проект, точно ли сыграла. Но все равно это моя любимая работа. Просто в ней надо уметь ждать, иметь терпение и прикладывать усилия. И не просить за это награды. Наверное, кто-то идет в актеры за ними. Это неплохая цель, потому что стремление быть первым, дух соперничества подстегивают, дают силы двигаться вперед. Но у меня цель все-таки другая: сделать материал теплым, интересным, чтобы зритель получил какие-то эмоции — это самое главное.
— В каждом новом кинопроекте или спектакле вам приходится выучивать наизусть большие тексты. Это очень трудно?
— У каждого артиста свой способ заучить роль наизусть. Кто-то по нескольку раз переписывает слова в тетрадку и благодаря этому их запоминает. Кто-то надиктовывает себе роль на телефон, а потом прослушивает запись, когда едет в машине, как аудиокнигу. А мне надо роль проговаривать, наговаривать. Однако самой выучить большой объем текста, когда ты в диалогах не слышишь ответов других персонажей, очень сложно. Однажды мне помогла старшая дочь — она же актриса. Полиночка подавала реплики за партнеров, и дело пошло гораздо быстрее. В любом случае, когда начинаю репетировать новый спектакль, погружаюсь в роль, как будто ухожу в себя, использую каждую свободную минуту, чтобы вернуться к тексту и выучить его так, чтобы он стал родным.