Братья Морозовы. Собиратели шедевров

«Как-то в Париже читаю в газетах: посмертная выставка Гогена, — рассказывал Михаил Морозов...
Нина Белова
|
06 Октября 2021
Поль Гоген «Кафе в Арле»
У Воллара Иван отыскал удивительный шедевр раннего Поля Гогена «Кафе в Арле». Картина появилась после того, как Ван Гог и гостивший у него Гоген отправились в привокзальное кафе маленького городка Арль, где уговорили хозяйку заведения мадам Жину выпить с ними чашечку кофе
Фото: предоставлено пресс-службой Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина/Поль Гоген. «Кафе в Арле», 1888 г.

Осенью 1913 года в Москву прибыл и невероятный «Марокканский триптих», написанный Матиссом специально для Ивана Морозова, — три самостоятельные картины, объединяющим началом которых является синий цвет, по-разному обыгрываемый в каждой из работ. Художник писал его в Танжере, тонко уловив атмосферу неторопливой и созерцательной арабской жизни. «Г-н Морозов в восторге от ваших марокканских картин, — сообщал Сергей Щукин Матиссу. — Я видел их и понимаю его восхищение. Все три великолепны».

Из года в год десять лет подряд в главной конторе правления Товарищества Морозовых на Варварке выписывались счета на десятки тысяч франков. Московский банк исправно переводил эти суммы в Париж. Будучи человеком педантичным, Иван Абрамович сохранял все счета и расписки от продавцов, благодаря чему нам точно известно, во что обошлась ему французская часть коллекции. Сумма фантастическая — 1 миллион 410 тысяч 665 франков! У одного только Дюран-Рюэля он оставил четверть миллиона. Ловкий торговец всегда приберегал для московского гостя исключительные вещи: «Бульвар Капуцинок» Клода Моне, «Девушку с веером» Ренуара и его же подготовительный этюд к большому портрету рыжеволосой актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари из коллекции Михаила Морозова.

Собственным роскошным собранием Иван Абрамович в отличие от Сергея Щукина предпочитал наслаждаться в одиночку, ревниво охраняя свое детище. Если к Щукину достаточно было записаться по телефону, то доступ на Пречистенку имели лишь избранные — требовалось личное знакомство или рекомендация. Приятели-художники, в том числе Константин Коровин, обычно писали Морозову записочки с просьбой принять того или иного человека.

Перед революцией французская часть коллекции Ивана Морозова, равной которой, по мнению современников, не было и в самой Франции, насчитывала двести пятьдесят шесть полотен. Довольно внушительным было и русское собрание с картинами Врубеля, Серова, Кустодиева, Головина, Машкова, Гончаровой, Ларионова. Одного только Коровина у коллекционера было около полусотни холстов. Но пришла новая власть и все отобрала.

Летом 1918 года Морозов лично передал ключи от сейфов и бухгалтерские книги Тверской мануфактуры представителю рабочих плотнику Ивану Ракову. Потом реквизировали дом правления Товарищества на Варварке. Иван Абрамович лишился огромного состояния. Стоимость недвижимого имущества одного только Товарищества Тверской мануфактуры оценивалась в двадцать шесть миллионов рублей.

За полгода до этого особняк на Пречистенке захватили анархисты: просто ввалились в одно непрекрасное утро, топая грязными сапогами и размахивая оружием, и остались, вызывая каждодневный ужас хозяев и за собственную жизнь, и за сохранность коллекции. Москва была полна слухами о разгульной жизни анархистов в захваченных особняках. Говорили, что картины им обычно служили мишенями для стрельбы из маузеров. К счастью, морозовские «гости» дни и ночи напролет лишь пили и играли в карты.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог