Ситуация складывалась катастрофическая. В эти драматические дни сотрудники Музея нового западного искусства молились только о том, чтобы приехал директор Эрмитажа академик Иосиф Абгарович Орбели, чей авторитет благодаря сохранению музейных сокровищ в блокаду был непререкаем. Они знали, что Орбели не даст распылить коллекцию. Каково же было их изумление, когда придя на заседание комиссии по ликвидации музея в кабинет тогдашнего директора Пушкинского музея скульптора Сергея Меркурова, они увидели высокого старца с длинной бородой и седыми прядями, похожего на разгневанного Бога Саваофа. Это был Орбели.
Оказалось, что жена академика Антонина Николаевна Изергина, блестящий знаток французского искусства, узнав о том, что коллекции Щукина и Морозова вышвыривают из особняка на Пречистенке, убедила мужа немедленно ехать в Москву и забрать все что удастся. Идея разделить коллекцию между Москвой и Ленинградом казалась тогда единственным выходом и меньшим из возможных зол.
Как вспоминают сотрудники Пушкинского музея, бесценные картины по принципу «тебе — мне» делили в Белом зале на Волхонке, куда в спешке свезли сокровища Щукина и Морозова. Орбели брал все, от чего отказывались москвичи: накатанные на валы полотна Дени, раннего Дерена, наиболее острые картины Пикассо и Матисса, в том числе знаменитые «Танец» и «Музыка». «Лучших «матиссов», чем в Эрмитаже, нет на свете», — убежден теперь нынешний директор музея Михаил Пиотровский.
«Репрессированные» полотна разъехались по двум столицам, где их постигла горькая участь пылиться в хранилищах. К счастью недолго. Уже в середине пятидесятых годов музейщики осторожно начали доставать их из запасников. Сначала в виде временных выставок, а потом и постоянных экспозиций. Так в Эрмитаже появился знаменитый третий этаж, а в Пушкинском музее — залы импрессионистов.
...В октябре в Пушкинском музее должна была открыться выставка в рамках проекта «Морозовы», но ее перенесли на весну 2022-го. Зрители увидят шедевры Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо. Масштабный проект воссоединит собрание Ивана и Михаила Морозовых, картины из которого по-прежнему разделены между Москвой и Петербургом. В экспозиции встретятся два портрета Жанны Самари кисти Огюста Ренуара, два натюрморта Поля Сезанна из коллекции Ивана Морозова и еще много других полотен, волею судеб оказавшихся в разных музеях.
Готовящаяся выставка посвящена памяти легендарного директора Пушкинского музея Ирины Александровны Антоновой. Долгие годы она мечтала о том, что когда-нибудь в Москве вновь откроется музей, где коллекции Щукина и братьев Морозовых будут представлены в том виде, в каком их сформировали владельцы, неоднократно заявлявшие, что свои собрания завещают городу...