Братья Морозовы. Собиратели шедевров

«Как-то в Париже читаю в газетах: посмертная выставка Гогена, — рассказывал Михаил Морозов...
Нина Белова
|
06 Октября 2021
Дворянская усадьба на Пречистенке
Эту дворянскую усадьбу на Пречистенке — одну из немногих, которым посчастливилось уцелеть после наполеоновского пожара, Иван купил в 1900 году у вдовы родного дяди
Фото: A. Savin

Ситуация складывалась катастрофическая. В эти драматические дни сотрудники Музея нового западного искусства молились только о том, чтобы приехал директор Эрмитажа академик Иосиф Абгарович Орбели, чей авторитет благодаря сохранению музейных сокровищ в блокаду был непререкаем. Они знали, что Орбели не даст распылить коллекцию. Каково же было их изумление, когда придя на заседание комиссии по ликвидации музея в кабинет тогдашнего директора Пушкинского музея скульптора Сергея Меркурова, они увидели высокого старца с длинной бородой и седыми прядями, похожего на разгневанного Бога Саваофа. Это был Орбели.

Оказалось, что жена академика Антонина Николаевна Изергина, блестящий знаток французского искусства, узнав о том, что коллекции Щукина и Морозова вышвыривают из особняка на Пречистенке, убедила мужа немедленно ехать в Москву и забрать все что удастся. Идея разделить коллекцию между Москвой и Ленинградом казалась тогда единственным выходом и меньшим из возможных зол.

Как вспоминают сотрудники Пушкинского музея, бесценные картины по принципу «тебе — мне» делили в Белом зале на Волхонке, куда в спешке свезли сокровища Щукина и Морозова. Орбели брал все, от чего отказывались москвичи: накатанные на валы полотна Дени, раннего Дерена, наиболее острые картины Пикассо и Матисса, в том числе знаменитые «Танец» и «Музыка». «Лучших «матиссов», чем в Эрмитаже, нет на свете», — убежден теперь нынешний директор музея Михаил Пиотровский.

«Репрессированные» полотна разъехались по двум столицам, где их постигла горькая участь пылиться в хранилищах. К счастью недолго. Уже в середине пятидесятых годов музейщики осторожно начали доставать их из запасников. Сначала в виде временных выставок, а потом и постоянных экспозиций. Так в Эрмитаже появился знаменитый третий этаж, а в Пушкинском музее — залы импрессионистов.

...В октябре в Пушкинском музее должна была открыться выставка в рамках проекта «Морозовы», но ее перенесли на весну 2022-го. Зрители увидят шедевры Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо. Масштабный проект воссоединит собрание Ивана и Михаила Морозовых, картины из которого по-прежнему разделены между Москвой и Петербургом. В экспозиции встретятся два портрета Жанны Самари кисти Огюста Ренуара, два натюрморта Поля Сезанна из коллекции Ивана Морозова и еще много других полотен, волею судеб оказавшихся в разных музеях.

Готовящаяся выставка посвящена памяти легендарного директора Пушкинского музея Ирины Александровны Антоновой. Долгие годы она мечтала о том, что когда-нибудь в Москве вновь откроется музей, где коллекции Щукина и братьев Морозовых будут представлены в том виде, в каком их сформировали владельцы, неоднократно заявлявшие, что свои собрания завещают городу...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог