Дворец для мадам Мишель

Русский музей всегда полон посетителей. Но когда экскурсанты покидают залы и наступает тишина,...
Нина Белова
|
01 Января 2021
Фото репродукции картины Л. Премацци «Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце» 1856 г.
К 1822 году завершились строительные работы. Когда приступили к отделке, управляющий Кабинетом граф Гурьев потребовал от архитектора оформить интерьеры дворца скромнее, чем в Аничковом, где проживал с семьей великий князь Николай. Росси ответил отказом, напомнив, что государь самолично утверждал эскизы интерьеров. Фото репродукции картины Л. Премацци «Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце» 1856 г.
Фото: Санкт-Петербург, © Русский музей

Павел I, заботясь о младшем сыне, не имевшем видов на трон, отдал распоряжение ежегодно «откладывать» из казны четыреста тысяч рублей, чтобы Мишель, «достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски». Набралась приличная сумма в девять миллионов рублей, позволившая архитектору Карлу Росси построить роскошную резиденцию с обширным садом.

Изначально хотели использовать участок с домом графа Чернышева — впоследствии на этом месте появился Мариинский театр. Однако Александру I не понравилась сама идея перестройки здания: как-то это не по-царски. Тогда вспомнили про пустырь в центре Петербурга, на котором находился Третий Летний сад. Росси получил в свое распоряжение огромное пространство, где спроектировал новый городской ансамбль: грандиозный дворец с двумя боковыми флигелями, площадь перед ним и две улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.

К 1822 году завершились строительные работы. Когда приступили к отделке, управляющий Кабинетом граф Гурьев неожиданно потребовал от архитектора оформить интерьеры дворца скромнее, чем в Аничковом, где проживал с семьей великий князь Николай. Приближенные начали догадываться, что именно его Александр I готовит себе в преемники и будет странно, если убранство покоев младшего брата окажется богаче дворца будущего императора.

Росси ответил отказом, напомнив, что государь самолично утверждал эскизы интерьеров. Отделка дворца — мебель, камины, люстры, канделябры, лепные украшения, резьба на дверях и консолях — была выполнена с исключительным великолепием. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье или заказывались лучшим русским производителям — царскосельской мануфактуре, фабрикам князя Юсупова, Доннера и Гущина. Изделия из чугуна — решетку, выходящую на Мойку, парадную лестницу, львов и маленький мостик в саду изготовили на Литейном заводе в Петербурге у мастера Баумана.

Фото репродукции картины неизвестного художника «Принцесса Прусская Шарлотта со своим женихом, великим князем Николаем Павловичем во время их свадьбы, 1817»
Супруга наследника Николая I Александра Федоровна, хозяйка Аничкова дворца, посетовала в дневнике: «Елена проживает в новом роскошном дворце, перед которым нашему дому остается только спрятаться подальше». Фото репродукции картины неизвестного художника «Принцесса Прусская Шарлотта со своим женихом, великим князем Николаем Павловичем во время их свадьбы, 1817»
Фото: vostock photo

Творение Росси вызывало восхищение у современников. Супруга же Николая I Александра Федоровна, хозяйка Аничкова дворца, посетовала в дневнике: «Елена проживает в новом роскошном дворце, перед которым нашему дому остается только спрятаться подальше». Государь Александр I остался доволен. После освящения дворец был пожалован младшему брату «в вечное и потомственное владение».

Принцесса, приехавшая в Россию с нищенским приданым в шестьдесят тысяч гульденов, в роли великой княгини Елены смогла вести в Михайловском дворце поистине царское существование. Балы, которые устраивала здесь юная хозяйка, соответствовали великолепию новой резиденции. Для каждого празднества Елена придумывала что-то новое. На одном из балов побывал маркиз де Кюстин.

Въедливый француз был настолько потрясен, что забыл о своей традиционной желчи и описывал увиденное исключительно в превосходных тонах. Особенно поразила его Танцевальная зала с обилием огромных зеркал в золоченых рамах. Они не только закрывали простенки между окнами, но и заполняли всю противоположную стену длиною почти в половину дворца, причудливо отражая пламя бесчисленных свечей. «Совершенно терялось представление о том, где ты находишься, — восторгался де Кюстин. — Исчезали всякие границы, все было полно света, золота, цветов, отражений и чарующей, волшебной иллюзии... и казалось, что после бала вместе с танцующими парами исчезнет и эта волшебная зала. Я нигде не видел ничего более красивого».

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог