Да, с ним было сложно, но дико интересно: актер-то классный. И я понимал, что ему просто нравилось эпатировать людей. Нравилось выкинуть какую-нибудь штуку. Например снимали мы сцену, где Витя с Владимиром Носиком плывут на лодке. Володя гребет веслами, они сидят и мирно беседуют. Вдруг Витя ни с того ни с сего вскакивает и начинает прыгать. Лодка перевернулась, оба рухнули в воду. Володя с трудом поплыл к берегу, шляпа с головы слетела и качалась на волнах. Витя тоже плыл и так смеялся! Выловили мы их. «Больше с ним сниматься не буду», — объявил весь мокрый, запыхавшийся Носик. А сцену мы выбросили.
Или собрались снимать — где Проскурин? Отправились искать. Смотрю — поодаль деревенские старушки водят хоровод, песню затянули, а с ними Витя: это он их собрал и поет-пляшет. Помните, в фильме Тарковского «Андрей Рублев» Ролан Быков играл шута? Его вполне мог сыграть и Проскурин. Потому что сам напоминал шута, в высшем смысле слова.
Такой был Витя: что хочу, то и творю. И творил, и не только в жизни — в кино и в театре. Другого актера его масштаба у нас нет.
Ирина Алферова: «Только из-за Вити...»
Сидя в темноте зрительного зала, я смотрела на сцену, где шла репетиция, и вдруг подошел Витя, чуть ли не встал на одно колено и взял мою руку: «Ирочка, простите...»
А я только пришла в «Ленком», и почти сразу — в спектакль «Парень из нашего города». Главную мужскую роль дали Проскурину, а женскую репетировали мы с Таней Дербеневой, тогдашней Витиной женой. Но когда подошла премьера, Марк Захаров неожиданно сказал: «Да ладно, пусть играет Таня». Я замерла: у нее уже были работы, а у меня — первая роль, и настолько моя! Как здорово мы с Витей все там сделали!.. И вот он на репетиции подошел ко мне и преклонил колено: «Простите, это я уговорил Марка, чтобы взял Таню — мне хотелось играть с ней». Меня это тронуло. Потому что не извинялись актеры, если уводили у кого-то роль, а тут такое!..