Начиная с внука того самого проклятого Дмитрия зловещее пророчество сбывалось в каждом поколении. На протяжении XVIII—XIX веков род был на грани угасания и в конце концов должен был исчезнуть с его последним представителем по мужской линии — отцом Зинаиды. И Николай Борисович обратился к императору Александру III с просьбой разрешить его зятю именоваться также князем Юсуповым, дабы титул и фамилия перешли к его сыновьям. Высочайшее разрешение о «присоединении» графа Феликса Сумарокова-Эльстона к роду Юсуповых было получено.
Как замечал великий князь Александр Михайлович, знавший Зинаиду Николаевну с юности, она всегда стремилась «облегчить человеческую нужду»: в восемнадцать лет открыла приют для сирот и вдов солдат русской армии, а после трагической гибели сына с еще большим усердием занялась благотворительностью. В Петербурге, Москве и Ялте под ее покровительством находились десятки приютов, больниц и гимназий. В Первую мировую она снаряжала на свои средства санитарные поезда, во дворцах и имениях устраивала лазареты и лично ухаживала за ранеными.
Крупные пожертвования Юсупова делала и на культурные начинания. Когда профессор Иван Цветаев создавал в Москве Музей изящных искусств, подала идею устроить в нем Римский зал, пожертвовала пятьдесят тысяч рублей, а затем еще пополнила экспозицию полотнами мастеров итальянского Возрождения из собственной коллекции. Оплатила она и изготовление одного из самых известных слепков музея — конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони работы Верроккьо.
После гибели старшего брата Феликс сделался единственным наследником огромного состояния. «Возвращаясь однажды с прогулки и поднимаясь по лестнице последней террасы, я остановился наверху, чтобы оглядеть огромный парк с его статуями и аллеями и великолепный дом, давший приют бесценным богатствам, — вспоминал он. — Я думал, что однажды все это будет принадлежать мне и что это лишь частичка богатства, которое должно перейти ко мне. Мысль стать одним из богатейших людей России опьянила».