Пьер Ришар: Глазами клоуна

В свои 76 он по-прежнему смешлив как мальчишка, легок на подъем, а его огромные голубые глаза не утратили совсем юного и озорного блеска.

В публике зашептались. И тут произошло событие из ряда вон выходящее: Кюни закашлялся, пытаясь проглотить смех, но не смог и… расхохотался. Однако быстро взяв себя в руки, сумел превратить хохот в грозный рык, что, в сущности, сошло за нервный срыв Макбета перед предстоящим объяснением с женой… и совсем не выбило его из образа.

Конечно, я не спал ночь, гадая, какой разнос мне устроит наутро Вилар. Душу грел лишь тот факт, что я тем не менее сумел рассмешить самого Кюни. Вилар, которому доложили о скандальном происшествии в театре, заметив меня на следующий день, открыл было рот, чтобы поругать, но… махнув рукой, лишь улыбнулся. Так я был прощен.

— Смех снова пришел вам на помощь… — Конечно, я активно искал себя и вскоре стал выступать на сценах кафе-театров и концертных площадках «Бобино», «Галери 55» и «Л’Эклюз» в комедийном спектакле-кабаре с Виктором Лану.

Мы разыгрывали на пару с ним забавные скетчи, во время которых самыми любимыми эпизодами у зрителя были те сценки, во время которых Лану давал мне оплеухи (четыре за одно выступление). А поскольку за один вечер мы порой давали по нескольку представлений в разных местах, то… считайте сами. Домой я отправлялся пошатываясь, из глаз лились слезы, нос кровоточил. Но я вспоминал детскую радость зрителей, их искренний смех, и мне становилось легче. Я даже обрел определенную мудрость профессионального лицедея: чем безразличнее и сдержаннее воспринимаю оплеуху, тем сильнее надрывают животы зрители. Парадокс. Я не хнычу, не гримасничаю, а стараюсь держаться — такой вот доморощенный Иисус.

Параллельно с участием в кабаре я, естественно, продолжал себя искать и ходил на всевозможные прослушивания и пробы. Однажды прошел по конкурсу на смотр молодых талантов к Морису Бежару — я, кстати, всегда хорошо танцевал. И меня вовсе не смутил тот факт, что все это немного не по адресу. Но на показ к легендарному балетмейстеру все же отправился. Бежар дал мне полную свободу и попросил поимпровизировать под музыку. Что я там такое изобразил, помню уже плохо, но он был совершенно очарован и… сразу пригласил меня в свою труппу! Увы, одновременно я получил другое заманчивое предложение, от которого не мог отказаться, — служить актером в драматическом театре, играть главные роли на пару с Ивом Робером в пьесе Мрожека. Ив стал мне другом и, когда начал снимать кино, пригласил меня на роль.

Помню, он сказал: «Знаешь, ты не обычный актер, ты — персонаж. На тебя надо специально писать сценарий и снимать кино. Ты вообще не типичный». В 1972 году он снял «Высокого блондина в черном ботинке», и моя жизнь кардинальным образом изменилась…

— Месье Ришар, а вам не обидно, что ваш «фирменный» герой — нелепый чудак, а по сути чистый, наивный и очень хороший человек — все время попадает в глупые ситуации, все его унижают, обижают…

— Постойте-ка, с моим героем-чудаком всегда все было в полном порядке, это другие оказывались в дураках. Судите сами: если я случайно переворачиваю чашечку кофе, кому достается? Мне? Вовсе нет, я налью себе другую. Достается тому, кого я обжег! Мой герой вообще ни в чем не сомневается и пребывает в душевной гармонии с самим собой, сея панику среди остальных.

Возьмем моего напарника Депардье. Во всех фильмах он сильный, уверенный в себе человек, я же, будучи гораздо слабее, своим поведением укладываю его на лопатки, довожу до исступления, он теряет контроль над собой, потеет, получает тумаки и в конечном счете проигрывает, пасует. Я же остаюсь при своем. В «Игрушке» — да, надо мной очень зло издеваются, причем все, от мала до велика. Но кто в итоге оказывается в выигрыше? К кому уходит несчастный одинокий ребенок, кого он выбирает себе в качестве главного и бесконечно любимого друга, презрев родного отца?

— Вас.

— Вот именно! Так что мой чудак-человек счастлив, весел и всегда готов к новым приключениям.

Депардье же — это отдельная и не менее увлекательная история. Отдельный вид экстремального спорта, я бы сказал. За ним нужно постоянно приглядывать, как за молоком на плите! Я, честно, не знаю, что ему мама подмешивала в детское питание.

В образ бонвивана и винодела он вписывается идеально. Постоянно дегустирует. Но с той только разницей, что если для обычного винодела это нормально, то для Жерара, актера по профессии, становится настоящей проблемой — ведь он должен создавать характер, играть и — о господи! — произносить текст роли. Вот пример. Снимали мы сложную сцену в картине «Беглецы». Нас уложили под машину (по ходу действия мой герой только что ограбил банк и прячется от полиции), я держал Жерара на мушке под дулом пистолета. На заднем плане раздавались взрывы, валил дым, орали и суетились люди — шла перестрелка.

Выждав паузу, я должен был произнести всего одну фразу: «Мне нужна машина в самые кратчайшие сроки».

И вот мы лежим-полеживаем, художники-декораторы, специалисты по взрывотехнике и спецэффектам, техперсонал тщательно готовят сложнейший эпизод, который по задумке режиссера должен быть снят одним дублем. Казалось бы, ничего трудного — у меня одна реплика на фоне апокалипсиса. Лежим, болтаем о том о сем. И тут Жерар начинает расспрашивать о моей барже, на которой я в то время жил: что она да как? Удобная ли, при этом он постоянно повторяет: «А твоя баржа крутая? А баржа твоя удобная? Как там, на барже…» За время нашего краткого разговора он успел меня так переключить на эту «баржу», что едва режиссер гаркнул в мегафон: «Мотор!

Начали!» и вокруг истошно завизжали рвущиеся петарды, забегали полицейские и захлопали выстрелы, я выдал: «Мне нужна баржа! Причем немедленно!»

Уверен, Жерар это сделал нарочно. Он обожает всякого рода розыгрыши, а уж меня подколоть и достать — особенно. Режиссер Франсис Вебер с неистовым ором бежит к нам, размахивая руками: сцена загублена! Все, что таким трудом выстраивалось под единственный дубль, испорчено, забраковано моей оговоркой. Жерар хитро улыбается: «Будь повнимательнее, ты должен сказать: мне нужна машина, а не баржа. Только не баржа! Не баржа, запомнил, да? Повтори». — «Машина». — «Вот-вот. Не баржа». — «Нет, не баржа».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Подпишись на канал 7Дней.ru в



Новости партнеров
Написать комментарий



Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) актер театра
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй