— Что Мастера волновало в последнее время?
— Он очень устал от болезни и хотел умереть. Признавался мне в этом. Беспомощность его угнетала, ведь всю жизнь он был активным человеком, находился в поиске.
Георгию Николаевичу было семьдесят шесть, когда он приступил к анимационному фильму «Ку! Кин-дза-дза». Семь лет каждое утро ходил на студию, в офис в соседнем доме. И даже когда болезнь легких начала быстро прогрессировать — они работали всего процентов на пятнадцать, он брал трость и все равно шагал на работу. Всегда носил с собой кислородный аппарат.
В последний год легкие функционировали всего на восемь процентов — он практически не мог сам дышать. И все же работал, был активным почти до самого ухода. Мы с ним создали антрепризный театр, которым теперь руковожу я. Получилось так, что к нему несколько лет назад обратились питерские актеры с просьбой:
— Георгий Николаевич, станьте нашим художественным руководителем!
— Но как? Я в Москве, из дома не выхожу.
— Так сейчас все можно делать онлайн. Репетиции будете смотреть в компьютере.
Он подумал и согласился. Поставили роскошные музыкальные спектакли «Ханума» и детский «Шер-Лок и Дюймовочка», с которыми мы успешно гастролируем. Нас везде отлично принимают — и в Москве, и в Прибалтике, и даже в Китае. Сейчас выпускаем новый спектакль «Божественная трагедия» — это рабочее название. Все, что создал Георгий Николаевич, живо.
Еще Данелия писал книги. Последняя работа — он объединил «Тостуемый пьет до дна», «Безбилетный пассажир» и «Кот ушел, а улыбка осталась», переписав многие новеллы. Помощница Лена Машкова, его бывшая ученица, записывала то, что он диктовал. Переделывать приходилось раз по десять, а то и больше. Доходило до скандалов, потому что Лена прекрасно знает все события семьи, во многих сама участвовала, и когда Данелия начинал менять их ход, Лена спорила:
— Но это же было совсем не так!
— Нет, Лена, именно так.
С помощью бурной фантазии и воображения Данелии история менялась. В конце концов, он художник и писал не биографию, а новеллы.