Алексей Герман-младший: «Папа всегда находился в сложном и мучительном диалоге с собой»

Папа всегда находился в мучительном диалоге с собой. Погружался в него глубоко, поэтому иногда, когда что-то вырывало его из внутреннего пространства, мог накричать.
Алексей Герман с Андреем Александровичем на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман с Андреем Александровичем на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин» Фото: из личного архива А. Германа-младшего

Она досталась мне по наследству от родительских друзей, молния не работала, приходилось застегиваться на булавки.

— Когда началась Перестройка и многое изменилось, отец этому радовался?

— Конечно, как каждый нормальный человек. Все жили ожиданиями чего-то прекрасного. Фильмы отца сняли с полки, посыпались приглашения на кинофестивали, недели российского кино. Папу разыскала родня деда. Двоюродный дядя Юрия Павловича в свое время уехал во Францию с первой волной эмиграции. Его дети многого добились: Константин Клюге стал серьезным художником, награжден орденом Почетного легиона, Миша Клюге заработал большой капитал, занимаясь логистикой, у него был крупный бизнес. Он поддерживал очень многих эмигрантов до последних своих дней.

Однажды во время поездки по Соединенным Штатам папе устроили смотрины голливудские продюсеры, в результате он получил предложение снимать кино в Америке.

Но отказался. Думаю, отец отдавал себе отчет, что мало смыслит в американской жизни. Он хотел говорить в кино что-то свое, снимать только то, к чему лежала душа. Да и оставлять Россию не собирался.

Из желания разобраться в истории своей страны возник замысел фильма «Хрусталев, машину!» В 1998 году картина участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля. Отец вложил в нее много сил, снимал долго.

— Я была на Каннском фестивале, где картину показали в конкурсе. Перед пресс-конференцией традиционно проходит фотоколл.

Фотограф Юрий Феклистов снял, как во время этого мероприятия, где все кричат и слепят вспышками, нервы у Алексея Юрьевича не выдержали, на глаза навернулись слезы. А Светлана Игоревна отвела его в сторонку и долго успокаивала.

— Как и большинство талантливых советских режиссеров, отец окунулся в странный, не всегда объективный и адекватный фестивальный мир поздно, почти в пятидесятилетнем возрасте. Для его нервов это оказалось невероятно тяжелым испытанием. Забегая вперед, скажу: опыт пятикратного участия в конкурсе Венецианского кинофестиваля, где я когда-то побеждал, когда-то нет, научил меня философски воспринимать происходящее, отдавать себе отчет, что соревнование не всегда оказывается справедливым. Это перевернутый мир, а не идеальный. У отца такой прививки не было.

Состоявшийся, взрослый человек, которому не требовалось ничего никому доказывать, он дико нервничал и грустил, когда не получил приз.

Фильм сперва был прохладно встречен журналистами и не привлек внимания жюри. Потом, конечно, вышло очень много статей в европейской прессе, что Канны совершили ошибку и картина замечательная.

— Художники в массе своей ревностно относятся к творчеству коллег, а ваш отец создал Студию первого и экспериментального фильма. Почему?

— Хотел воспитать достойную смену, как ни пафосно это звучит. Студия первого и экспериментального фильма была их с мамой любимым детищем, именно из этой студии вышли Алексей Балабанов, Сергей Сельянов, Игорь Алимпиев, да много кто еще.

К творчеству молодых режиссеров отец относился трепетно.

Когда отъезжали, мама вдруг увидела ребенка, который стоял и махал родителям рукой. «Стойте! — закричала она. — Мы забыли сына!» Когда отъезжали, мама вдруг увидела ребенка, который стоял и махал родителям рукой. «Стойте! — закричала она. — Мы забыли сына!» Фото: из личного архива А. Германа-младшего

Если кто-то обижал его студентов, бросался на защиту. Однажды отца попросили дать мастер-класс на семинаре молодых кинокритиков в Репино. Предметом для разговора стали работы Студии первого и экспериментального фильма, их показывали заранее в кинозале Дома творчества. Дело было зимой, зал не отапливался, там стоял страшный холод, в связи с чем журналисты пришли на просмотр уже выпившими. Пьяные, хихикающие люди давали глуповатые комментарии, которые громко звучали прямо во время просмотра. Стерпеть неуважение к режиссерской профессии папа не смог, наорал на молодых критиков: «Я не собираюсь разговаривать на серьезные темы с бандерлогами». Хлопнул дверью и уехал в Питер.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter


Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также






Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Наталья Подольская Наталья Подольская певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй