Римма Маркова: Как она делала предложение Утесову и отказала Смоктуновскому

«Смоктуновскому было так неловко перед Марковой за то, что он жил и столовался у нее, что от...
Павел Соседов
|
08 Марта 2021
Римма Маркова. Фото
Римма Маркова
Фото: East News

«Смоктуновскому было так неловко перед Марковой за то, что он жил и столовался у нее, что от отчаяния он предложил: «Римма, давай я на тебе женюсь!» Но она его успокоила: «Кеша, ты что, обалдел? Во-первых, ты блондин, а я блондинов терпеть не могу. Во-вторых, жениться от безысходности глупо», — вспоминает друг Риммы Марковой продюсер Сергей Касьянов накануне дня рождения актрисы. 3 марта Марковой исполнилось бы 96 лет.

Помню, я собирался в Испа­нию и поделился планами с Риммой Васильевной. А она мне говорит: «Зачем ты едешь в эту Испанию? Высушенная пустыня, абсолютно не интересная страна». Я, конечно, по­ехал. В Испанию влюбился, отдыхал в Сан-Себастьяне, это великолепный европейский курорт, где на побережье стоят дворцы испанских королей. Возвращаюсь в Москву, встречаюсь с Марковой, делюсь своими восторгами. А она опять: «Ничего не понимаю… Что там может нравиться?! Была я в этой Испании, и именно в Сан-Себастьяне…» Потом я узнал ее историю. В 1968 году на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне Маркова удостоилась приза за роль в советском фильме «Бабье царство». И в нее там влюбился испанец, да еще какой! Аристократ и инженер Антонио Гонсалес. Общаться им было нетрудно: он знал русский язык, так как когда-то учился в Москве. Расставаясь с Риммой, он попросил ее телефон и адрес. Маркова, конечно, ему их оставила. Но иллюзий не питала: больше они не увидятся. И вдруг испанец прилетает в Москву — он совсем потерял голову от любви. И Римма отозвалась на ухаживания красивого галантного мужчины. Да и подруги-актрисы хором уговаривали: «Такого мужика терять нельзя». В общем, она вышла замуж за Антонио... Брак был гостевой: у мужа в Испании — бизнес, у жены в России — кино. При этом Гонсалес изнывал от ревности. Когда в очередной раз зашел разговор о том, чтобы Римма переехала к нему в Испанию, она сказала окончательное «нет». «Я отчетливо понимала: оставить Родину не смогу», — объясняла Маркова. Антонио уехал. Навсегда. Когда я узнал об этом, мне стало понятно, почему в актерском сознании Риммы Васильевны цветущая Испания превратилась в выжженную пустыню. Эта страна разлучила ее с любимым, лишила женского счастья, оставив в душе и сердце лишь пустоту… Замужем Маркова больше не была. Более того, они с Антонио так никогда и не оформили развода. А когда из Испании пришли вести о его смерти и предложение вступить в наследство, Маркова отказалась от любых притязаний. «Какое я имею право? — говорила она. — Я была ему плохой женой — я не поехала за ним».

Римма Маркова с третьим мужем
С третьим мужем, испанцем Антонио Гонсалесом. Москва, 1968 г.
Фото: из архива Риммы Марковой

Жила она в крошечной однокомнатной квартире (комната была метров пятнадцать). Казалось бы, такая актриса, известный человек!.. В ее жилище не было даже стиральной машины. Но не потому, что Маркова бедствовала. Скажем честно, ее заработков хватало не только на себя одну — она полностью обеспечила своих дочь и внука. Просто Римма Васильевна привыкла скромно жить и стирала по старинке руками. В комнате стоял диван, а напротив огромный, во всю стену книжный шкаф. Римма Васильевна обожала читать. Многие книги она рекомендовала мне и выдавала из собственной библиотеки. Благодаря ей я прочитал всего Довлатова… Он был одним из любимых ее писателей, а теперь стал и моим. Над диваном висело огромное круглое зеркало, и вскоре после нашего знакомства на нем появилась фотография, где были запечатлены Римма, ее внук Федя и я. И когда кто-нибудь приходил к ней в гости и спрашивал: «Римма Васильевна, а кто это?» — она отвечала: «Мои внуки». Помню, в Доме актера на каком-то мероприятии, куда меня пригласила Римма, мы встретили Эммануила Виторгана с женой Ириной. И Маркова меня представила: «Мой внук, знакомьтесь». Когда Виторганы ушли, я спросил: «Римма Васильевна, ну какой внук?» — «А ты хотел, чтобы я сказала, что ты мой любовник?» Мне, конечно, было очень приятно слышать, что она называет меня внуком — это означало, что моя любовь к ней взаимна. Но, конечно, внук у Марковой был один — Федор, и его Римма Васильевна обожала, гордилась им. Он вырос умным, порядочным, красивым, статным парнем, окончил МГУ — бабушку не подвел. Мы же с ней были настоящими друзьями…

Познакомился я с Марковой, когда проводил концерт Аллы Баяновой в Доме русского зарубежья (сейчас ему присвоили имя Солженицына). Римму Васильевну, которая жила совсем недалеко, пригласил наш общий с Баяновой друг, журналист Михаил Куницын. Я сразу обратил на нее внимание: большая, статная, красивая, яркая женщина, с невероятным зычным голосом. Помню даже, что в тот день на ней было синее бархатное платье с белым вязаным кружевным воротничком (теперь оно хранится у меня и уже участвовало в нескольких выставках). На банкет Римма Васильевна не осталась. Я пошел ее провожать до выхода, и с нами отправился мой отец, который тоже был на концерте. И вот спускаемся мы на лифте, Римма Васильевна внимательно и серьезно смотрит на моего папу и вдруг выдает: «Да-а-а, ваш сын — это, конечно, что-то удивительное... Он же у вас настоящий урод!» Я вижу, что у моего интеллигентного отца глаза на лоб полезли, но я-то сразу уловил посыл Марковой и расплылся в улыбке. А для помрачневшего папы она пояснила: «Сергей несовременный человек — он как будто из другой эпохи. Эпохи, в которой жили совсем другими категориями, высшими ценностями, иначе относились к женщине, к искусству». Именно тогда в лифте я и почувствовал, как какая-то искра промелькнула между нами. Знаете, когда пересекаются биополя и ты вдруг нутром чувствуешь, что рядом твой человек. Я тогда подумал: надо же, какая степень откровенности — ведь мы только познакомились… Конечно, в этом проявлялась и актерская индивидуальность Риммы Марковой. С этого дня я влюбился в Римму Васильевну как в личность. И на следующую свою программу — вечер Людмилы Касаткиной — сам пригласил ее. Она пришла и в последующие десять лет не пропустила ни одного моего мероприятия в Доме русского зарубежья.

Римма Маркова с Виталием Соломиным
С Виталием Соломиным в фильме «Бабье царство». 1967 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Познакомившись с Риммой Васильевной поближе, услышав от нее многие истории из жизни, я понял, что обязательно должен сделать с ней вечер — Маркова человек, которому есть что рассказать. И мы начали собирать программу. Формат выбрали такой: показ фрагментов из лучших фильмов Риммы Марковой, а между ними — рассказы о съемках, партнерах, чтение стихов. Во второй части вечера актриса отвечала на вопросы зрителей. Уже была назначена дата, как вдруг я получаю очень выгодное предложение: везти популярных эстрадных артистов в большой гастрольный тур. Мне говорят: «Вернешься из поездки — купишь себе квартиру, машину…» — «Спасибо за предложение, я счастлив, — говорю. — Но у меня через неделю в Москве вечер Риммы Марковой». — «Ну и что?» — «Понимаете, я уговорил ее на это. И я должен сам провести программу. Можно вы меня в следующий раз пригласите?» На что мне ответили: «Ты дурак, что ли? Следующего раза не будет»... Я остался в Москве, но никогда не пожалел о своем выборе.

С Риммой Васильевной, может быть как ни с кем другим, я мог быть абсолютно откровенным. О своей жизни она говорила со мной так же — без лишнего стеснения. Маркова была честнее, сильнее и откровеннее, чем кто-либо другой из актеров, с которыми мне доводилось работать. Помню, после вечера Юрия Яковлева Римма Ва­сильевна сказала: «Ты думаешь, я почему пришла? Я ведь в юности в Яковлева была влюблена как кошка! Красавец, талантище! Как-то мы встретились в общей компании в Доме актера и гудели там до ночи. Транспорта тогда в Москве по ночам не было, и Юра пошел меня провожать. Я была так очарована им, что еле дышала, дрожала вся. А он, не замечая моего трепета, рассказывал про свою несчастную любовь. Девушка, в которую он в ту пору был влюблен, была из семьи высокопоставленного дипломата. И ее родители были против отношений дочери с неизвестным актером. Мы прогуляли до утра, а Юра так ничего и не понял. Ну вот теперь увидела его вновь — посмотрела, каким он стал...»

Римма Маркова с внуком Федором (слева) и Сергеем Касьяновым
С внуком Федором (слева) и Сергеем Касьяновым
Фото: из личного архива Сергея Касьянова

На тот вечер пришла и актриса Татьяна Шмыга, у нее к Яковлеву имелись свои «счеты» — еще со времен «Гусарской баллады». В кулуарах Татьяна Ивановна рассказала мне забавную историю: «Когда мы снимались у Рязанова, Юра каждый день стрелял у меня деньги — «Танька, дай трешку до получки». Просто Яковлев с другими молодыми артистами каждый вечер после смен «гусарили» не хуже, чем герои фильма. Съемки закончились, а деньги он так и не вернул». Я говорю: «Татьяна Ивановна, ну так пришло время — пятьдесят лет минуло! Пойдемте к Юрию Васильевичу, и вы ему скажете: «Юрка, трешку-то верни!» Со Шмыгой я подружился примерно в то же время, что и с Марковой. Это я их и познакомил. Римме Васильевне Татьяна Ивановна очень нравилась. Про нее она мне говорила в своей манере: «Шмыга — это звездень!» Что означало — она недосягаемая. Помню, какой урок преподнесла мне Римма Васильевна после программы Алексея Петренко. Мы своими силами готовили небольшой сабантуй, и Татьяна Ивановна сама вызвалась порезать колбасу. Увидев это, Римма Васильевна отвела меня в сторонку и гневно сказала: «Ты с ума сошел?! Ты понимаешь, что у тебя народная артистка СССР колбасу режет! Запомни, если не можешь достойно принять таких людей, лучше совсем застолье не проводи!» Ее мнение было очень важным для меня. Когда после вечеров Людмилы Касаткиной, Татьяны Шмыги, Валентина Гафта, Владимира Зельдина, Аллы Баяновой и других актеров их уровня я пригласил выступить кого-то из младшего поколения артистов, Маркова, посмотрев программу, сказала: «Знаешь, ты взял такую высокую планку… Вот и держи ее, не опускайся ниже». И эти слова стали для меня определяющими. Все, что бы я ни делал, по сей день меряю той планкой.

Бездарные люди внимание Риммы Васильевны не занимали совсем, а вот о некоторых несомненно талантливых актерах она говорила: «Да, это прекрасные артисты. Но я, несмотря на талантливую игру, вижу кухню этого актера — то есть понимаю, как он работает. А я не должна ни как зритель, ни как коллега этого замечать». Зато когда Маркова видела людей, которые достигли высочайшего уровня мастерства в профессии, она не скупилась на комплименты. Например, вот что она мне рассказала после вечера Владимира Зельдина: «Когда я только приехала в столицу, вся Москва ходила смотреть на Альдемаро в исполнении Зельдина в спектакле «Учитель танцев» — это была настоящая театральная жемчужина. И ты не представляешь, сколько раз я видела этот спектакль — наверное, больше тридцати. Потому что, если мне становилось совсем тяжело, а жили мы с братом Леней (Леонид Марков — известный актер. — Прим. ред.) очень бедно и трудно, я покупала билет и шла смотреть на Зельдина. Для меня его «Учитель танцев» был лучшим лекарством».

Брат Риммы Марковой Леонид с Натальей Гурзо
«Долгое время Римма Маркова с братом Леонидом в Москве не имели ничего, кроме каморки при «Ленкоме»: ни денег, ни протекции, ни жилья» Брат Риммы Марковой Леонид с Натальей Гурзо в фильме «Гараж». 1979 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

В те годы ее часто выручал Дом актера. «Тут тебя и накормят, и обогреют, и приласкают, — говорила Римма Васильевна. — Шефство надо мной взял сам Александр Моисеевич Эскин — его легендарный директор. Он вообще к театральной молодежи с большим вниманием и пониманием относился. Однажды я заглянула к Эскину в Дом актера, а у него в гостях оказался сам Леонид Утесов! Мне Александр Моисеевич сказал: «Заходи, посидишь с нами». А Утесова попросил: «Леня, спой нам что-нибудь». Леонид Осипович начинает петь. А я счастью своему не верю — сижу с Утесовым за одним столом, так еще он и поет, можно сказать, персонально для меня. Утесов тогда только овдовел, и по его внешнему виду было заметно, что ему не хватает женского внимания. И сердце мое сжалось — так мне его стало жалко. Все его любят, боготворят, а при этом он такой пожилой, уставший, неухоженный, пиджак почистить некому... Я так расчувствовалась, что, когда он закончил петь, вскочила, обняла его, будто сгребла в охапку, и сказала: «Леонид Осипович, женитесь на мне! Я вам буду готовить, ухаживать за вами...» Он, конечно, все понял. Был мудрым человеком, поэтому ответил очень деликатно: «Девочка моя золотая, спасибо тебе. Но ты даже не представляешь, что предлагаешь...»

Сердце Риммы Васильевны было невероятно отзывчивым. Чего стоит одна только история со Смоктуновским! В начале пятидесятых, когда Римма Мар­кова уже была артисткой Театра Ле­нинского комсомола, никому не известный Иннокентий Смоктуновский покорял подмостки Махачкалы и Грозного. Родители Риммы в то время жили как раз в Махачкале. Ее отец Василий Демьянович тоже был актером — так что гены не пропали. Уверен, что и Татьяна, дочь Риммы Марковой, тоже могла стать замечательной актрисой — такой блистательный она рассказчик, просто Ираклий Андроников в юбке. Так вот, Римма приехала к родителям погостить, отправилась в местный театр и увидела Смоктуновского в роли Хлестакова. Сразу почувствовала, что видит на сцене гения. Пошла за кулисы знакомиться. «Вам надо в Москву!» — сказала она Смоктуновскому. «Не возражаю, но каким образом?» — ответил Иннокентий Михайлович. И Маркова решила помочь. Это при том, что они сами с братом Леонидом в Москве не имели ничего, кроме каморки при «Ленкоме»: ни денег, ни протекции, ни жилья. Но Римма пошла к Софье Гиацинтовой (в то время главному режиссеру «Ленкома») и рассказала о гениальном актере из провинции. И Гиацинтова сделала приглашение Смоктуновскому — так называемый вызов. Иннокентий Михайлович при­ехал в Москву и… поселился у Риммы и ее брата в крошечной комнатенке — бывшей дворницкой. Вызвать-то артиста вызвали, а в штат театра не приняли. Назначили оплату за выход в групповке. Месяц прошел, другой, третий… Ни работы, ни денег. И у Смоктуновского началась депрессия от неопределенности, от невостребованности, беспомощности. Ему было так неловко перед Марковой за то, что он жил и столовался у нее, что от отчаяния он предложил: «Римма, давай я на тебе женюсь!» Но она его успокоила: «Кеша, ты что, обалдел? Во-первых, ты блондин, как мы с Ленькой, а я блондинов терпеть не могу. А во-вторых, жениться от безысходности глупо». Вскоре она познакомила его с Суламифью Кушнир, которая работала в «Ленкоме» в пошивочном цехе, и личная жизнь Смоктуновского сложилась.

Римма Маркова с Нонной Мордюковой
С Нонной Мордюковой в Сочи
Фото: из архива Риммы Марковой

Со временем актерская карьера Ин­но­кентия Михайловича стала потихоньку налаживаться. После съемок в кино его пригласили в Ленинград в БДТ, где он триумфально дебютировал в роли князя Мышкина. Потом были Малый театр, МХАТ. К тому времени, когда Смоктуновский вернулся в Москву всесоюзно известным актером, Маркова уже ушла из «Ленкома». Театральная карьера у нее не сложилась, и в глубине души она рассчитывала на помощь успешного друга, которому были рады в любом театре. Но Смоктуновский ей помочь не смог. Причины могли быть самыми разными, и, видимо, какое-то чувство вины у него оставалось. Маркова рассказывала: «Встречаемся как-то случайно в фойе театра, он видит меня и говорит: «Римма, умоляю, стой на месте, никуда не отходи, я сейчас...» И исчез. Вижу, бежит обратно, а в руках у него огромное блюдо, полное пирожных и бутербродов: «Риммочка, это тебе! Все для тебя». Ну как ребенок…»

Именно способность сопереживать, желание бороться за справедливость и потребность помогать слабым и незащищенным толкнули Маркову в конце концов в политику — она стала активным членом партии «Справедливая Россия». Рассказывала: «Люди ко мне подходят со своими просьбами, жалобами, бедами. Верят, что я смогу им помочь. А я-то понимаю, что никакого ресурса у меня нет. Но не могу им об этом сказать, чувствую, я — их последняя надежда, которую нельзя убить…» Она никому не отказывала, пыталась помочь. Но если не получалось, ее это очень сильно ранило, она переживала.

Римма Маркова
В роли администратора гостиницы в фильме Никиты Михалкова «Родня». 1981 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Помню одну невероятную историю. Римме Васильевне уже было далеко за восемьдесят, когда она поехала в агитационную предвыборную поездку. И вот в одном городе люди собрались перед ДК, где была назначена встреча с Марковой. Ну а власти или какие-то другие силы решили встрече помешать. И дали распоряжение администрации ДК закрыть двери и не пускать народ. Сказали, что в здании нет света. Приехала Римма, и ей сообщают, что встречу придется отменить. И тут к ней бросается вся эта толпа, люди наперебой говорят, что все подстроено — встречу просто хотят сорвать. Тогда Маркова скомандовала: «Ломай двери». И толпа просто выдавила двери в зал. Римма Васильевна говорит: «Ну раз вошли, значит, нужен и свет». Люди достали зажигалки, фонарики, телефоны. «Принимали меня так, как ни на одном концерте, — рассказывала мне по возвращении Маркова. — Я тогда почувствовала себя Данко. Сказала пламенную речь и вдруг слышу голос из зала: «Да она же как Долорес Ибаррури» (легендарный лидер компартии Испании. — Прим. ред.). Я сразу воскликнула: «Но пасаран!» И зал грянул смехом и аплодисментами».

Или вот еще проявление ее бунтарского духа, который вкупе с потрясающим чувством юмора Риммы иногда приводил к очень неловким ситуациям… Помню, нас пригласили на празднование Дня милиции. В ресторане собрали известных артистов и офицеров старших чинов. Актеры по очереди выступали — говорили тосты. Дошла очередь до Марковой: она рассказала две забавные истории. В зале смех, аплодисменты. А за самым главным столом, где сидел генералитет, — свой разговор, и на Маркову ноль внимания. Римма это заметила, подошла и обратилась к генералам: «А вам я хочу сказать словами Игоря Губермана (ее любимый писатель-сатирик): «Если жизнь излишне деловая, функция слабеет половая». Нас года четыре после этого не приглашали на подобные посиделки.

Римма Маркова с Валерием Золотухиным
В любимом бархатном платье с Валерием Золотухиным. 2006 г.
Фото: Legion-Media

Помню, на другом банкете, где было много солидных людей и известных артистов, появилась дочь одного высокопоставленного человека. Пришла с аккомпаниатором, который сел за рояль. А «не совсем юное дарование» принялось петь романсы. Я все эти произведения хорошо знал в эталонном исполнении Баяновой. И сразу понял, что поет девушка чудовищно — попросту визжит. Это было очевидно абсолютно всем, но гости напряженно имитировали заинтересованность. И тут со своего места начала подпевать Римма Васильевна. Во всю глотку, пародируя манеру «исполнительницы» и повторяя за ней каждую строчку — это было и очень точно, и очень смешно, и беспощадно. Девушка делает вид, что ничего не замечает, а остальные начинают кидать умоляющие взгляды на Римму: «Пожалуйста, прекрати. Больше нет сил держаться — нас сейчас разорвет от смеха»… На другом банкете Маркова стала подвывать пожилой супружеской паре, которая нескладно и тоскливо пела дуэтом под гитару. Римма в этот момент была вылитый волк из мультика «Жил был пес», а гости закрывали руками рты и прятали глаза, давясь от смеха. Или вот еще история: в ресторане Римме Васильевне представили солидного мужчину. «Чем вы занимаетесь?» — поинтересовалась Маркова. «Я банкир», — отвечает он. «А-а-а, бандит…» — уважительно протянула Римма. «Нет, банкир», — повторил мужчина, подумав, что пожилая актриса ослышалась. «Ну я так и поняла: бандит»… Да, ее слова часто звучали нелицеприятно, и многие за это на Маркову обижались. Но все же ей прощали больше, чем другим, потому что, надевая на себя маску юродивого, она резала правду-матку. Хочу подчеркнуть, что человеком Римма Васильевна была воспитанным и глубоко порядочным. А нарочито вызывающе она себя иногда вела потому, что всегда была честна и с собой, и с людьми. Если ей что-то не нравилось, она не могла врать, юлить. Маркова была очень цельным человеком, не терпела никакой половинчатости, равнодушия к делу, недосказанности. И это проявлялось не только в ее взглядах на жизнь, но даже в быту, например, в отношении к еде. К застолью, как и ко всему в своей жизни, она подходила основательно. Ей было важно, чтобы все было безупречно и качественно. Она была очень гостеприимным человеком. Друзей принимала на кухне, и это всегда было действо! Блюда подавались одно за другим, наготове всегда было несколько первых, несколько вторых, закуски без счета… Одновременно варились борщ, суп, резалась какая-нибудь окрошка, и обязательно лепились пельмени. Их Маркова готовила, естественно, сама — ничего покупного вообще не признавала. За мясом ходила на рынок, где у нее был свой мясник, с которым она подружилась после того, как однажды хорошенько его отчитала за некачественный товар. Сказала с самым грозным видом: «Если будешь продавать плохое мясо, я тебя уничтожу». Эту фразу она говорила многим (еще добавляла: «сотру в порошок»), и не поверить ей было нельзя, люди холодным потом покрывались. Не было ни одного хама, которого Римма не поставила бы на место — самые отпетые после ее «профилактических бесед» становились похожими на побитых собак… Но вернемся к пельменям. Она их лепила и замораживала в промышленных масштабах. Холодильник всегда ломился. Не иначе, сказывалась голодная юность. После пельменей Римма доставала из морозилки нечто похожее, но размером поменьше. Это были курзе. Тоже фарш в конвертиках из теста, но с добавлением не лука, а зелени. После курзе на плите оказывались манты. Я удивлялся: «А это куда? Кому?!» Римма Васильевна отмахивалась: «Подожди, это еще не все». И доставала вареники. И все это за вечер съедалось — так как было необыкновенно вкусным. Высокая кухня! Когда в гастрольных поездках Маркова из ничего умудрялась накрывать «поляны» в номере, Зиновий Гердт всегда говорил: «Римма, ты не тем занимаешься! Если бы ты открыла ресторан, стала бы очень богатым человеком». Всем напиткам Маркова предпочитала коньяк. Еще у нее в холодильнике почти всегда был потрясающий сказочный форшмак с добавлением тертого яблочка. Помню, как Римма учила меня выбирать селедку: «Смотри ей в глаза! У свежей селедки глаза должны быть красными! Если глаза другие — гадость, такую не бери». Вот так и выбираю по сей день.

Римма Маркова
«Маркова была очень цельным человеком, не терпела никакой половинчатости, равнодушия к делу, недосказанности. Если ей что-то не нравилось, она не могла врать и юлить...» 2010 г.
Фото: Марк Штейнбок

Конечно, в актерской тусовке все знали про Риммины кулинарные таланты. «Один раз ко мне Никита Михалков завалился без предупреждения со всей съемочной группой, человек тридцать, — рассказывала Маркова. — Хотели меня застать врас­плох. Наивные. Я им сварила пельмени, вареники, курзе… Все наелись, еще и осталось». С Михалковым они подружились на съемках «Родни». Римма Васильевна вспоминала: «День рождения Нонны Мордюковой пришелся на съемки у Никиты. А Нонна была самой старшей в группе и, конечно, чувствовала себя от этого немножко дискомфортно — не в своей компании. В день рождения, поздравляя ее по телефону, я почувствовала, что ей одиноко и грустно. И решила подругу поддержать. Позвонила сестре Мордюковой, говорю: «Поехали к Нонке, сюрприз сделаем». Набрали мы продуктов и рванули в Подмосковье, где базировалась съемочная группа. Нонна нас увидела, расцвела, засветилась… Накрыли мы поляну, и к застолью стали постепенно присоединяться члены группы. Пришел Никита Михалков, мы разговорились, и он узнал, что я занимаюсь карате. Он был так потрясен, а в то время это было в диковинку, что сразу решил как-то использовать мои навыки в своей картине. И придумал эпизод с администраторшей гостиницы». Марковой привезли из Москвы костюм, подобрали грим и экспромтом сняли сцену. Римма Васильевна очень ценила Никиту Сергеевича как талантливого человека, масштабную личность и большого художника. А Михалков снял Маркову еще в одной своей картине: «Утомленные солнцем 2: Предстояние».

Римма Маркова
Фото Иннокентия Смоктуновского с дарственной надписью: «Друг ты мой дорогой, Римма, мы живы все добрыми надеждами впереди. Пусть они приходят и пусть сбываются. Спасибо тебе за все содеянное. Твой Иннокентий, апрель 66»
Фото: из архива Риммы Марковой

Но ключевое место в ее фильмографии, конечно, занимала главная роль в фильме «Бабье царство». Рассказывают, что эту грандиозную роль Маркова в честной конкурентной борьбе увела у той же Мордюковой. После этого фильма Римма Васильевна заслуженно, хоть и поздно, на пятом десятке лет, стала знаменитой. Роль подарила ей и мировую славу, и третьего супруга — того самого испанского аристократа…

Что же касается тех ролей, которые Маркова сыграла в последние годы жизни, — самая яркая из них, безусловно, в «Ночном дозоре». Но с этим фильмом и ролью ситуация получилась двойственная. Римма Васильевна считала, что ее обманули. Ей не дали всего сценария (видимо, намеренно не дали, зная ее принципиальность), и она думала, что будет играть шарлатанку, аферистку. А при монтаже появилась компьютерная графика, кукла-паук и так далее. Лишь на премьере актрисе стало понятно, что она сыграла ведьму. А как человек верующий, Римма Васильевна была против таких вещей категорически. Считала, что этой работой навлекла на себя болезни. Но сыграла она, конечно, блестяще, и все это оценили. Валентин Гафт, например, мне говорил: «Ночной дозор» стоит посмотреть только ради Марковой!»

Римма Маркова с Константином Хабенским
С Константином Хабенским в фильме «Ночной дозор». 2004 г.
Фото: Архив «7 Дней»

Знаю, что Римме предлагали сыграть Вангу. Но она твердо отказалась, хотя могла заработать хорошие деньги. Кстати, она сама предложила продюсерам вместо себя нескольких актрис на эту роль, в том числе и Елену Яковлеву… Слава богу, несмотря на избирательность Марковой, осталось достаточно много фильмов, снятых в последние 15 лет ее жизни. В том числе замечательная, пронзительная картина Элины Суни «Вероника больше не придет» — там Римма Маркова сыграла свою вторую главную роль…

Я очень хорошо запомнил наш последний разговор. В тот вечер я услышал от Риммы Васильевны слова, которые стали для меня откровением — даром на всю оставшуюся жизнь. «Римма Васильевна, хочу жить так же, как вы: открыто, ничего не боясь, — сказал тогда я. — Научите меня, как воспитать такую силу характера». А она посмотрела на меня проникновенно и ответила с укором: «Эх ты, так до сих пор меня и не понял… Я не такая, как все думают. То, что видят люди, — это мой образ, моя защита. Сколько пришлось в этой жизни хлебнуть разного, перестрадать — вот и обрела броню. Люди это чувствуют — понимают, что способна и защищаться, и защищать… И не надо быть похожим на меня. Главное в жизни — это быть собой и делать то, что должен делать именно ты. И в этом твоя сила!» Вот такой слабой, ранимой, сентиментальной Римму Маркову знали только близкие друзья и семья. А зрители будут помнить ее роли. Роли сильных русских женщин, столько выстрадавших на своем веку, что жизнь заставила их нарастить броню и взять на себя мужские обязанности. И сама Маркова не стала исключением, ее женская судьба повторила судьбы многих тысяч таких женщин...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Прогноз на апрель 2024 года по дате рождения
«В этом году апрель связан с числом 3 и поэтому обещает стать месяцем новых идей и открытий, спонтанных решений, незапланированных поездок и путешествий. Это время, когда можно переосмыслить свое отношение к жизни, даже если не все аспекты можно изменить», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог