
Знаменитости и пресса — неразлучны, и профессия репортера, как и будни различных редакций, часто становилась основой сюжета фильмов и сериалов. Вспомним самые заметные из них.
Журналисты — бесстрашные борцы за правду и продажные репортеры, циничные охотники за сенсациями и проницательные аналитики — одни из самых распространенных персонажей голливудских фильмов. Сценаристы внедряют «акробатов пера» во все жанры — от детективов, триллеров и мелодрам до исторических лент, комедий и блокбастеров о супергероях. В фильме «Черепашки-ниндзя» отважный телерепортер Эйприл расследует дело о банде, наводящей ужас на жителей Нью-Йорка. Девушка становится свидетелем того, как преступники грабят порт, но их останавливают таинственные герои в масках. Однако коллеги рассказы Эйприл о секретных защитниках города считают бредом, и в конце концов журналистку увольняют. Но она продолжает свое расследование, становясь другом и защитником суперчерепашек.
Преступники или герои?

Главный герой «Человека-паука» Питер Паркер работает в газете. Точнее, его нанимает главный редактор Daily Bugle в качестве внештатного фотографа, поскольку Питер оказывается единственным, кому удалось четко сфотографировать Спайдермена. К слову, главред в этом фильме — отрицательный персонаж, он считает Человека-паука преступником.
А в картине Алана Пакулы «Вся президентская рать» 1976 года журналисты сами оказываются чуть ли не супергероями: им под силу свергнуть со своего поста президента США Никсона! Фильм, заработавший четыре «Оскара», является экранизацией одноименной документальной книги про Уотергейтский скандал — когда журналисты раскопали факты о тайном прослушивании представителями администрации Никсона разговоров в штаб-квартире политических оппонентов.

Когда эти материалы попали в руки сотрудников «Вашингтон пост» Карла Бернстина (Дастин Хоффман) и Боба Вудворда (Роберт Редфорд), они начали расследование. В самый критический момент их поддерживает ответственный редактор газеты Говард Симонс. Таким образом, честные и бесстрашные работники пера показаны режиссером современными героями с огромными возможностями воздействия на общество.
Реальная история рассказана и в картине Спилберга «Секретное досье» 2017 года. Главные ее персонажи — Кэтрин Грэм, первая женщина-издатель газеты «Вашингтон пост» (Мерил Стрип), и главный редактор Бен Брэдли (Том Хэнкс). Когда к ним в руки попадают секретные документы Пентагона о войне во Вьетнаме, они решаются опубликовать их. Политическая верхушка США пытается оспорить право разглашения секретной переписки в Верховном суде и угрожает закрыть газету. Но чтобы мир узнал правду, журналисты решают рискнуть карьерой и даже свободой.
Интересный факт
Среди звезд Голливуда есть те, кто хотел связать жизнь с журналистикой. Самый яркий пример — Брэд Питт. Он окончил Университет Миссури, где изучал журналистику и рекламное дело. Но по специальности работать не захотел. Питт переехал в Голливуд, где в свободное от работы водителем, перевозчиком мебели и зазывалой в ресторанах время ходил на кастинги.

Элементы сладкой жизни
В 1953 году в Голливуде выходит самый романтичный фильм о журналисте — «Римские каникулы». В нем циничный репортер новостного агентства (Грегори Пек), работающий в столице Италии, волею случая знакомится с принцессой (Одри Хепберн), а его друг-фотограф делает компрометирующие ее снимки. Но герои влюбляются друг в друга. Журналист отказывается публиковать сенсационные фото. В финале картины репортер и принцесса встречаются на брифинге, понимая, что это их последняя встреча (в этой сцене снимались журналисты реальных европейских изданий).
«Римские каникулы» кардинально изменили жизнь многих создателей фильма. Перед началом съемок американский актер Грегори Пек познакомился с француженкой Вероникой Пассани, кстати, журналисткой — она пришла брать у Пека интервью. Встреча обернулась счастливым браком длиной почти в полвека. Для Одри Хепберн это была первая большая роль, и она принесла ей «Оскар» и мировую известность. Награду также получил автор литературного первоисточника Ян Маклеллан Хантер. Но через много лет выяснилось, что сценаристом картины был другой человек — Далтон Трамбо. За симпатии к коммунизму и неуважение к конгрессу (отказ свидетельствовать против коллег) он отсидел 11 месяцев в тюрьме, был включен в «Черный список Голливуда» и работал инкогнито. Поэтому вместо него автором сценария указали Хантера, которому и вручили премию. Только спустя 39 лет после премьеры копию «Оскара» вручили вдове Трамбо, сам он к тому времени умер. И лишь в 2011 году в титры фильма внесли фамилию Трамбо как автора литературного сценария...

К раскрутке картины невольно приложила руку самая известная королевская семья мира — английская. В процессе работы над фильмом в прессе появились сенсационные новости о романе принцессы Маргарет и «человека из народа» — летчика. В течение нескольких месяцев это была самая горячая светская новость, которая подогревала интерес к будущему фильму о любви представителей разных миров. Сценаристы в одном эпизоде тонко намекнули на ситуацию, упомянув Великобританию.
В «Римских каникулах» советский зритель впервые увидел работу папарацци. Но в обиход это слово вошло благодаря фильму Феллини «Сладкая жизнь», завоевавшему в 1960 году «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Друга главного героя, охотника за сенсациями, звали Папараццо. Прототипом этого персонажа стал реальный человек — знакомый Феллини, фотограф Тацио Секкьяроли (среди самых известных его фото — снимок египетского короля Фарука, набросившегося на Тацио).

После выхода «Сладкой жизни» фамилия стала нарицательной, превратившись в обозначение профессии — человека, ради больших гонораров снимающего знаменитостей тайно, без их согласия. За самые сенсационные снимки папарацци получали баснословные суммы.
Фото тяжелобольного Фредди Меркьюри, обедающего в ресторане, принесло автору 230 тысяч долларов. В 300 тысяч оценили фото модели Кейт Мосс, нюхающей запрещенный порошок. Миллион долларов заработал папарацци, подловивший на прогулке Гвинет Пэлтроу с маленькой дочкой (эти кадры, к слову, подвигли звезд работать на опережение — запрашивать миллионные гонорары за официальные фотосессии с детьми: так поступили и Брэд Питт с Анджелиной Джоли, и Том Круз с Кэти Холмс). Рекорд же установила серия фотографий принцессы Дианы и Доди аль-Файеда, отдыхающих на яхте, — 6 миллионов долларов!

Нарицательным оказалось и само название феллиниевского фильма. «Сладкую жизнь», одновременно приятную и порочную, ведет герой фильма — популярный журналист и писатель в исполнении Марчелло Мастроянни, в череде богемных вечеринок теряющий смысл жизни. Хотя действие фильма, как в «Римских каникулах», происходит в итальянской столице в те же годы, ее настроение и посыл совсем другие. Кстати, правительство страны запретило фильм к показу, осудила картину и католическая церковь. Но запрет стал лучшей рекламой, а новое правительство, придя к власти, показ ленты разрешило.
Через сорок два года Филипп Янковский снял свой парафраз ленты Феллини. Герой фильма «В движении» — скандальный и успешный журналист Гурьев (Константин Хабенский), циничный, легкомысленный весельчак и любимец женщин. Он вращается в светских кругах в поисках сенсаций. Правда, иногда горячие новости приносят ему не только деньги, но и неприятности. Одно задание оборачивается драмой, от которой Гурьев напрасно пытается убежать.
Советская элита

В отличие от Голливуда, в отечественном кинематографе журналисты реже становились главными героями. В советское время газетчики изображались честными и принципиальными борцами с бюрократами, а в российском кино образы репортеров кардинально изменились. Это либо циничные охотники за сенсациями, либо бесстрашные детективы.
В сатирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» 1965 года главный герой — журналист Никитин (Олег Борисов). Он критикует в фельетоне работу ресторана «Одуванчик», что мгновенно вызывает серьезный общественный резонанс и увольнение директора точки общепита (Лариса Голубкина). В то время статья в прессе действительно могла нести серьезные последствия для нерадивых руководителей. Работник СМИ у Рязанова — советская элита.
Никитин модно одет, живет в роскошной квартире в «сталинке», работает в ультрасовременном здании: редакцию газеты снимали в новом Дворце пионеров на Ленинских горах. Начальника Никитина играет сам Эльдар Рязанов. Режиссер также написал текст к «Песенке журналистов»: «Обо всем, что было на планете, / Ты читаешь в утренней газете. / И все новости с любого континента / Шлем в газету мы, корреспонденты». Кстати, темы фильма — недостатки общепита и работа журналистов — мало интересовали Рязанова. Но он взялся за «социально значимый» сценарий, потому что взамен режиссеру пообещали дать возможность снять картину «Берегись автомобиля».
Интересный факт
Тацио Секкьяроли — папарацци № 1 — прославился, когда в ноябре 1958 года сфотографировал в ресторане стриптиз в исполнении актрисы Айше Нана. Этот сюжет лег в основу одной из сцен «Сладкой жизни» Феллини. После выхода картины Тацио прекратил охоту за сенсациями и занялся студийной съемкой. В частности, он был персональным фотографом Софи Лорен.

«Раньше я кадриль танцевала... Но потом журналистика меня захватила»
Журналист легко решает все проблемы и в сатирической комедии 1963 года «Штрафной удар» Вениамина Дормана. Молодая журналистка с говорящей фамилией Милованова (Лилиана Алешникова) отправляется в командировку, чтобы написать репортаж об областной спартакиаде. У главной героини — великолепные наряды и даже собственная машина, а работа совсем несложная — брать интервью у спортсменов. Между ухаживаниями симпатичного парня девушке легко удается разоблачить мелкого спортивного функционера Кукушкина (Михаил Пуговкин), который занимался очковтирательством. Сейчас этот фильм вспоминают прежде всего благодаря яркой игре Пуговкина и появлению на экране Владимира Высоцкого в небольшой роли гимнаста.
В двухсерийной драме Сергея Герасимова «Журналист» 1967 года, снятой позже комедий Рязанова и Дормана, сотрудники СМИ показаны совсем иначе. Это не идеальные улыбчивые советские работники печати, а живые люди, которым приходится делать сложный нравственный выбор. Персонаж Василия Шукшина, сотрудник международного отдела, — пьяница. Героиня Валентины Теличкиной — наивная простушка, сотрудница провинциальной редакции, которая признается: «Раньше я кадриль танцевала... Но потом журналистика меня захватила». А главный герой — выпускник МГИМО, высокомерный модник Алябьев (Юрий Васильев). Он ждет назначения в международный отдел «Правды» (название издания зрителю подсказывает и вид из окон его кабинета, и кадры из реальной типографии, в которой печатается главная газета СССР).

Но пока парень с голливудской внешностью занимается рутиной — работой с письмами читателей. Одна жалоба приводит его в городок Горноуральск, где молодой корреспондент сталкивается с подлостью, а еще находит друзей и любовь — простую девушку Шуру (Галина Польских). Во второй серии Алябьев едет в командировку в Женеву и Париж, где встречается с Анни Жирардо и Мирей Матье, погружается в атмосферу «сладкой жизни». Контраст между российской глубинкой и парижскими улицами на экране выглядит разительно. Но финал фильма идеологически выдержан: Алябьева не прельщает ни западная жизнь, ни модная столичная подружка в исполнении Жанны Болотовой. Он возвращается в Горноуральск, к Шуре.
Журналисты эпохи застоя
О журналистах 60-х годов рассказывает и последняя режиссерская работа Станислава Говорухина — фильм 2015 года «Конец прекрасной эпохи» (по мотивам прозы Сергея Довлатова). Сотрудник одного из прибалтийских изданий Лентулов (Иван Колесников) пытается бунтовать против системы, однако «кошмарная советская действительность» в фильме показана режиссером с ностальгической теплотой.
Интересный факт
Звезды и медиа порой ссорятся не на шутку. Самый громкий скандал в нашем шоу-бизнесе произошел между Филиппом Киркоровым и журналисткой Ириной Ароян. На пресс-конференции Филиппу не понравился ее вопрос про ремейки. Киркоров вспылил: «Меня раздражает ваша розовая кофточка!» Ароян подала иск в суд и выиграла.

В картине «Курьер» Карена Шахназарова главный герой Иван (Федор Дунаевский) работает в научном журнале «Вопросы познания» и жизнь редакции показана всего в трех сценах и с большой иронией. Вначале юноша общается с замшелым «кадровиком» (Николай Корноухов). Затем Иван скучает в обществе главреда (Александр Панкратов-Черный) и секретаря (Светлана Крючкова), которым смертельно надоела их работа, а точнее ничегонеделание. Минутное разнообразие в рутинное и бессмысленное существование редакции вносит только падение со шкафа дырокола. На полу валяются стопки пыльных рукописей, в помещении царит атмосфера, соответствующая безверию и разочарованию эпохи заката застоя.
Дьявол в глянце
Пожалуй, самым ярким воплощением на экране образа гламурной стороны журналистики стал фильм 2006 года «Дьявол носит Prada», в основе сценария которого лежал одноименный роман Лорен Вайсбергер. Картина вышла на пике безумной брендомании и поддержала интерес зрительниц к дорогим шмоткам, навязанный еще сериалом «Секс в большом городе». Главная героиня «Дьявол носит Prada» Энди (Энн Хэтэуэй) позиционирует себя как «серьезного» журналиста, но случайно попадает в штат самого престижного журнала о моде. Однако волшебный мир от-кутюр оказывается красивой оберткой для круглосуточного рабского труда, постоянного стресса и интриг. Прототипом Миранды (Мерил Стрип) — главреда журнала — считается легендарный шеф Vogue Анна Винтур.
Правдивое изображение жизни редакции (одним из сценаристов была Алин Брош Маккена, которая несколько лет проработала в глянцевом журнале) сочетается с волшебной красоты показами шикарной одежды. Дизайн костюмов обошелся в рекордную для киноиндустрии сумму в миллион долларов, только одно колье Миранды стоило 100 тысяч. Но продюсеры не прогадали: при бюджете в 35 миллионов картина собрала в прокате в 9 раз больше и стала культовой. И вопреки посылу создателей ленты о бессмысленности бесконечной погони за модой только усилила мечты девушек о сумочках от «Шанель»…

Через год свое кино о том, как делаются обложки модных журналов, — «Глянец» — снял Андрей Кончаловский. «Русской» Мирандой стала Ирина Розанова, глава глянцевого журнала Beauty, жесткая и деловая стерва. А нашей Энди — провинциалка Галя (Юлия Высоцкая), мечтающая о красивой жизни в Москве и съемках в глянце. Но сходство с «Дьявол носит Prada» поверхностное, в «Глянце» реалии гораздо жестче. Дочь главреда ради забавы соблазняет молодого любовника матери. А Галя не юная девушка, а побитая жизнью 30-летняя женщина. Впрочем, как признавался Кончаловский, он хотел показать не столько специфику работы гламурной редакции, сколько пропасть, разделяющую «красивую жизнь» и представление о ней наивных девушек, листающих глянцевые журналы.
Так или иначе, профессия журналиста по-прежнему привлекает режиссеров и сценаристов в самых разных ее ипостасях. Звездами экрана становятся и репортеры, и независимые расследователи, и светские хроникеры, и телеведущие, и фотографы-папарацци. А самые яркие образы журналистов уже навсегда вошли в историю мирового кино.