
«Моему мужу надо поставить памятник при жизни: он не из разряда мужчин-подкаблучников. Он тот, кому удается справляться с упрямой сильной женщиной, которая привыкла делать все сама. Пусть даже не всегда удачно, пусть она набьет себе шишки, извлечет нужный урок и пойдет набивать новые», — говорит актриса, сыгравшая главную роль в сериале «Полярный-4» на ТНТ.
— Мария, в Москве наконец началась календарная зима. Как вы, такая жизнерадостная девушка, переносите темноту и холод?
— Я вернулась с гастролей, из тех мест, где уже минус 26, и, конечно, хотелось бы, чтобы дома было ну хотя бы сухо. А здесь то ли зима, то ли осень, то ли снег, то ли дождь — какой-то плевок в лицо. Но ничего! От того, что ты будешь ругаться на погоду, ничего не изменится, поэтому мы стойко переносим все, что нам выпало. (Улыбается.)
— Вам, как актрисе, которая стойко выдержала четыре сезона съемок «Полярного» в экстремальных условиях, наверное, и не такое пришлось пережить?
— Это точно. Мы снимали на краю света, в Мурманской области, а в четвертом сезоне — еще и в Новом Уренгое. Но в этот раз мне повезло: судьба меня уберегла, и в Ямало-Ненецком автономном округе уже не снимали сцены с моим участием. Только Мурманск. Но и там нас ждали сюрпризы — например, в виде постоянных дождей, из-за которых одна за другой отменялись смены.
— Как вас утепляли на съемочной площадке?

— Я надевала под пальто термобелье, теплые колготы, обязательно пояс из собачьей или верблюжьей шерсти. Человек, придумавший этот пояс, достоин награды: гениальное изобретение и очень полезная в хозяйстве вещь. В общем, перед выходом на площадку ты собираешь себя, как конструктор, и думаешь лишь о том, чтобы пальто застегнулось и пуговицы не отлетели от напряжения.
— Запасной комплект одежды на этот случай у вас не был предусмотрен?
— Да, как правило, закупается два комплекта костюмов, один на размер больше, чтобы под него влезло все это утепление. Но поскольку моя героиня часто снималась в моих личных костюмах, то запасного варианта не было. Приходилось ужиматься и втягиваться. В этом смысле мне повезло меньше, чем, например, Мише Пореченкову. Его герой ходил в настоящих унтах на натуральном меху, а моя Раиса Борисовна — в дорогих сапогах на рыбьем меху. Поэтому в ход шли и специальные носки, и грелочка (ее растираешь в руках, а потом кладешь в сапог, и становится горячо). Но все эти трудности надо было пережить. Ведь мы снимаем для людей и про людей, которые живут в таких условиях каждый день, и все должно быть честно. Никогда не забуду, как в первом сезоне моя героиня в капроновых колготках и без шапки по снегу ходила, а лицо от холода просто «вставало», не давая возможности нормально говорить. Но зато будет что внукам рассказать!
— В новом сезоне вы играете — ни много ни мало — мэра города Полярный. Как ощущения?
— Моя героиня по замыслу изначально была засланным казачком из мира чиновников. Она прибыла на Cевер из Москвы наводить в регионе свои порядки и была правой рукой героя Миши Пореченкова. А вот теперь стала мэром. В обычной жизни я бы вряд ли решилась на такой эксперимент — не очень-то представляю себя чиновницей. Но если есть возможность сыграть мэра в кино — это круто!
— Какие традиции у вас сложились на съемочной площадке?

— Каждая смена с участием Яна Цапника начиналась с того, что он брал в руки рацию и говорил: «Доброе утро, группа, сегодня праздник». И выбирал что-то забавное: день кефира, например, или день отказа от велосипеда, что угодно. Такая вот у него фишка. Кроме того, каждый раз, приходя на смену, Цапник приносил девочкам-гримерам торт, а нас всех он называл малышеньками.
— А как вас называл Михаил Пореченков?
— Маня, Манечка. У нас с ним сложились близкие, почти родственные отношения. На правах альфа-самца он всегда отвешивал тысячу комплиментов всем и каждой. Естественно, мы слетались к нему, как бабочки на свет, все время хотелось находиться рядом. Мишка в курсе всего, что происходит в стране. Ты с ним стоишь, и он вдруг: «Мать, ну ты это слышала? Нет? Да где ты вообще живешь!» И начинается! Во время перерыва он рассказывал все: кто попался на взятке, кто что натворил, новости после этого можно уже и не смотреть. Я отшучивалась: «Знаешь, Мишань, у меня по райдеру пояс из верблюжьей шерсти и голубика, больше меня ничего не интересует». (Смеется.)
— В новом сезоне «Полярного» главной сюжетной линией становится появление в городе китайцев. Вам на них как будто везет: в шоу «Вызов» вы тоже получили интересный опыт общения с жителями Поднебесной. Чем они отличаются от нас в первую очередь — в кино или в реалити?
— Почти всем, но это совершенно не мешает нам работать слаженно и понимать друг друга. А вообще, у меня есть такое ощущение, что нас долго обманывали, раз мы ставили знак равенства между чем-то китайским и подделкой. Например, сейчас я езжу на китайском электрокаре, и это полный восторг — в плане качества в первую очередь. Это не машина, а просто космолет! Кажется, что она не по дороге едет, а словно на воздушной подушке летит над землей. Что касается «Вызова», я, можно сказать, прыгнула в последний вагон уходящего поезда. Я отказывалась от участия до последнего: после шоу «Звезды в Африке» мне хватило реалити, и я не собиралась продолжать эксперименты. Но меня все-таки уговорили, продюсеры умеют найти нужные слова. В проекте нужен был взрослый человек — тот, который сможет держать вокруг себя молодых участников, чем-то их заинтересовать. А я, получается, уже взрослая...
С китайцами было интересно общаться. Когда включались камеры, они давали такое количество эмоций, что только и оставалось сказать: «Ребята, это же реалити-шоу, поберегите себя, здесь надо аккумулировать энергию». Или то, что касается китайской еды: для нас это было слишком остро и непривычно, мы сразу же чувствовали себя огнедышащими драконами. Мы часто угощали их тем, что готовили для себя, — например, драниками. Больше всего им запомнились митболы, которые я готовила и подавала на стол в соусе и с каким-нибудь салатом. Мой партнер Сунь Цян потом писал мне и спрашивал рецепт, чтобы приготовить уже дома для своих. Но и их еду мы, конечно, пробовали, хотя они как повара не дают желудку пощады: соус чили добавляют везде, не жалея.
Интересный факт
Уже в школе будущая звезда Comedy Woman играла в КВН. В институтские годы Мария участвовала в играх команды «Сборная МИСиС». В ноябре 2003 года она вошла в состав новообразованной женской команды КВН МИСиС «Свои секреты». Александра Маслякова Кравченко считает проводником в большой мир юмора — как для себя, так и для большинства своих коллег.

— Мария, вы не боитесь экспериментов. Например, в 34 года неожиданно стали студенткой — поступили в Театральный институт имени Щукина. Пригодилось это образование?
— Конечно! Я получила бесценный опыт и именно те знания, которых мне не хватало. В чем-то мне это пригодилось как раз на «Вызове»: на курсе я была самой взрослой, как и на проекте. Я поступала в «Щуку», уже имея два высших образования. В институте мне приходилось наблюдать за молодыми амбициозными людьми, пока еще ничего не добившимися, но уже уверенными в том, что они станут суперзвездами. Когда меня спрашивали мое мнение по этому поводу, я честно говорила: «Ребята, я просто сижу и жду, когда вы снимете розовые очки. В жизни не бывает так, что, как только вы получите диплом, вам сразу дадут двадцать две роли в театре и любой худрук заберет вас с руками и ногами. Этот мир жесток. Мне, например, было непросто попасть в кино, потому что за мной тянется шлейф эстрадной актрисы. А вам придется еще сложнее, поверьте». Годы учебы в «Щуке» оказались лучшими в моей жизни, там замечательные педагоги.
— Как вам удавалось совмещать съемки, гастроли и занятия?
— К счастью, у меня была возможность организовать график так, чтобы не пропускать лекции — например, гениального преподавателя истории зарубежного театра. Любой вынужденный прогул можно было бы приравнять к преступлению. Она приходила на лекцию с чашкой чая, ставила ее на стол, на котором не было ни методичек, ни тетрадей. Спрашивала: «Напомните, на чем мы остановились?» И прямо с этого момента продолжала рассказывать, говорила: «Ну, поехали дальше». Она знает абсолютно все, и слушать ее можно, только открыв рот, понимая, что надо впитывать такие знания как губка. Поэтому график я выстраивала так, что за весь период обучения у Елены Александровны Дунаевой я пропустила всего лишь один раз: настолько я дорожила этими походами.

— Ближе к окончанию учебы вы обсуждали с наставниками возможность зачисления в труппу какого-либо театра и нужен ли вам вообще был такой шанс?
— Нет. Меня бы и не взяли, потому что я артистка антреприз, а театральные мэтры не считают это театральным искусством. А я антрепризы не променяю никогда и ни на что. Многие называют это историей про зарабатывание денег, «творчеством низкого качества». Якобы приличные актеры сидят и голодают, а эти лицедеи разъезжают по стране, собирая полные залы, с сомнительным репертуаром. Я с этим категорически не согласна, и лучше любых слов это подтверждает реакция наших зрителей. Например, недавно мы выпустили «Служебные страсти, или Любовь по графику», в основу которых легла история легендарного «Служебного романа». Соглашаясь, я не сомневалась ни секунды, тем более мне предложили роль Людмилы Прокофьевны Калугиной. Я понимала, что будет сложно, потому что это музыкальный спектакль и там нужно по-другому существовать, это не кино.
— Наверняка вам не удалось избежать сравнений с советским шедевром?
— Конечно, но мы ни в коем случае не ставили для себя цели переиграть Алису Бруновну Фрейндлих. Главной задачей было не испортить то, что уже создали великие. Для меня и она, и Олег Басилашвили, и Андрей Мягков — безусловные легенды. Мне кажется, что мы очень удачно и интересно показали историю служебного романа по-новому.
— Мария, дочка и муж приходят на ваши спектакли?
— Да, бывают. Вика, наверное, реже, потому что я переживаю, что она не высидит. Вот, например, «Служебные страсти...» идут два часа сорок минут, хоть и с антрактом — все равно это довольно долго. Однажды дочка прямо во время спектакля из первого ряда закричала: «Мама, мама!» (Смеется.)
— У Вики сейчас интересный возраст — ей скоро будет 10 лет. Какой она растет?
— Учимся мы в целом неплохо, но точные науки — это не наш конек на данном этапе. А вообще, сейчас все дети ранние, и у нас, оказывается, уже начался пубертат. Она умеет отстоять перед сверстниками свою точку зрения в той форме, в которой нужно.

— То есть принцессой Вику не назовешь?
— Она совершенно не принцесса, это точно. Она еще и Овен по гороскопу, а родилась в год Козы — две пары рогов приходится на одного человека. От ее упертости, в хорошем смысле слова, никуда не деться — приходится договариваться, искать к ней правильный подход. Знаете, как говорят: «Послушай женщину — и сделай наоборот». Вот у нее именно такая жизненная позиция — делать все наоборот. Но, так или иначе, авторитеты у нее есть, в некотором смысле она побаивается и меня, и папу. А я в гневе страшна.
— Константин, наверное, и сам вас немного побаивается!
— И правильно делает. Главное, никогда не нужно повышать голос, нельзя никого оскорблять, что бы ни случилось. Все должно быть понятно по взгляду — у нас, по крайней мере, работает только так. Конечно, и мне иногда хочется на ручки... Но вообще Константину надо поставить памятник при жизни: он ни в коем случае не из разряда мужчин-подкаблучников. Он тот, кому удается справляться с упрямой сильной женщиной, которая привыкла делать все сама. Пусть даже не всегда удачно, пусть она набьет себе шишки, извлечет нужный урок и пойдет набивать новые. А Константин это принимает и несет свое бремя.
— Неужели вы и дома, не только на работе, стараетесь держать все под контролем?
— У нас есть четкое разграничение пространства — где работа, а где дом. Я знаю, если Константин пришел с работы, его лучше какое-то время не трогать, дать возможность разгрузить голову и побыть в одиночестве. Потому что у него как у продюсера работа довольно сложная, мозг постоянно работает на полную катушку. Я это прекрасно понимаю. Правильные отношения, как мне кажется, заключаются в первую очередь в том, что вы уважаете интересы друг друга. Хочется Константину куда-то сходить без меня — пусть сходит: я спокойно посижу дома, разгружу голову и приду в себя после работы. Я вообще ужасный домосед — правда, больше на словах. При моем графике у меня крайне редко бывает возможность сидеть целый день дома и ничем не заниматься в свое удовольствие.

Интересный факт
С 2022 года Мария Кравченко* развивает музыкальную карьеру под псевдонимом Просто Мария. В индустрии она дебютировала с синглом «Прощай». Артистка не ставит перед собой цель покорить главные хит-парады, но коллеги по цеху оценили несколько ее первых песен на уверенную пятерку.
— В вашей семье сохранилась романтика?
— Нет. Любовь и уважение — да. Просто мы, два Козерога, являемся сухими прагматиками, упертыми трудоголиками, верными своему делу. Это касается не только работы, и я не вижу в этом ничего плохого. Например, мы можем зайти в магазин, я выберу цветы, которые мне нравятся, а Константин их купит. Но зато это будут те цветы, которые я хочу, а не просто приму из вежливости.
— До загса вы, прожив вместе больше десяти лет, так и не дошли?
— Нет, но поверьте, по-прежнему собираемся каждый год. Но все время находятся дела, а просто пойти и расписаться как-то неинтересно. Если уж говорить об официальной церемонии, то надо устраивать свадьбу. А на это пока нет времени... Но я слышу от Константина признания в любви так часто, как мне хочется, и это гораздо более ценно, чем любые подарки, которые он, конечно, тоже дарит. Очень важно, когда человек умеет выражать свои чувства.
— А вы — умеете?
— К сожалению, не всегда. Я чаще выражаю чувства к своей работе. Нет, конечно, я всегда скажу нужные слова в ответ любимому Константину, но, как он говорит, «ты еще слишком для этого молода». Я понимаю, что у меня во многом мужской склад характера, когда большее значение имеют не слова, а поступки. Сказать можно все что угодно — я, как актриса, прекрасно это понимаю. А сделать что-то гораздо сложнее.

— Каким своим поступком вы особенно гордитесь?
— Ничего себе, надо подумать… Вот в этом году я за определенный период заработала денег, и у меня был выбор: купить сумку, которую хотят все, — дорогущую, но мне вроде бы по статусу положено, или построить баню? Угадайте, что я выбрала?
— Сумку?
— Баню! Сумка — это было бы хорошо только для меня. А в бане будет хорошо всем. Я уже обустроила дом, у меня там будет своя комната, кухня, санузел, парная — мы ее обязательно доделаем в следующем году. Но дом уже стоит с теплыми дверями. А без дорогущей сумки можно и обойтись: жили же как-то раньше, поживем и еще!