Постамат: что это и как им пользоваться

Добавлено 16 августа 2022 г.
Постамат: что это и как им пользоваться

Постамат — это автоматизированная станция, являющаяся посредником между интернет-магазином и клиентом. Схема ее работы напоминает классический почтовый ящик: один оставляет, другой забирает. Курьер помещает заказ в камеру хранения, компания уведомляет об этом покупателя. Последний может забрать посылку в любое удобное время сразу после прихода сообщения о доставке. В России сервис появился относительно недавно, но уже взят на вооружение многими известными торговыми сетями и компаниями. Особенно вырос спрос на бесконтактную передачу товаров после начала пандемии.

Принцип работы и преимущества

Классический постамат состоит из закрытых металлических ящиков и терминала. После ввода кода, ранее присланного продавцом, нужная дверца откроется и можно будет спокойно забрать посылку. В современных системах клиент может получить информацию о статусе заказа, если тот еще в пути, оплатить покупку картой и оформить возврат. Существуют также продуктоматы, в ячейках которых поддерживается определенная температура и уровень влажности. Через них передают продукты и готовую еду, требующую особого режима хранения. 

На Западе уже в ходу и более интересные решения. Например, есть постаматы, представляющие собой целые автоматизированные пункты выдачи со складами. Посылки, не поместившиеся в ящики, привозят из соседнего помещения и выдают роботы. Это позволяет организовывать бесконтактную доставку даже для крупных негабаритных грузов.

Плюсы доставки в постаматы

Возможность забрать посылку из камеры хранения дает клиенту ряд преимуществ. Не нужно ждать в очереди, как в пункте выдачи, или корректировать свои планы, чтобы не пропустить приезд курьера. Многие аппараты работают круглосуточно и без выходных, то есть заказ можно получить сразу после уведомления о его помещении в ячейку. Отсутствие прямых контактов с менеджером или курьером тоже является плюсом, тем более что эпидемиологическая ситуация в мире продолжает оставаться напряженной. 

Интернет-магазины получают свои преимущества. Наличие постаматов делает сервис более привлекательным клиентов, что само по себе имеет огромное значение. Кроме того, этот способ доставки менее затратен. Один курьер может выполнить целую партию заказов. Установка автоматических камер хранения в удаленных районах, жители которых не имеют быстрого доступа к другим пунктам выдачи, помогает расширить клиентскую базу. 

Еще постаматы можно использовать для рекламы своей компании. Можно окрасить их в фирменные цвета с названием и логотипом, установить баннер или информационный экран. Ничто не мешает при этом зарабатывать, продавая незадействованную рекламную площадь другим фирмам.

Как получить посылку: краткая инструкция

При оформлении заказа в интернет-магазине нужно указать постамат в качестве способа доставки и выбрать конкретный пункт. Иногда требуется полная предоплата на сайте или в приложении, но в большинстве случаев клиенты могут выбирать, рассчитаться сразу или сделать это уже на месте. После приема заявки покупателю на мобильный телефон и электронную почту вышлют код, который послужит ключом для открытия ячейки. Дальнейший порядок действий:

  1. Дождаться сообщения о том, что посылка доставлена.

  2. Прийти в удобное время (срок хранения ограничен несколькими днями).

  3. Выбрать в терминале кнопку «Забрать заказ» или с аналогичным по смыслу названием.

  4. Ввести полученный код-ключ.

  5. Заплатить за товары картой или наличными, если деньги не были переведены ранее.

  6. Нажать «Открыть ячейку», забрать заказ и закрыть ящик.

  7. Проверить содержимое посылки (в случае каких-то несоответствий нужно сразу оформить возврат).

В каком именно ящике хранится заказ, получатель изначально не знает. Обычно на экране терминала появляется стрелка, указывающая, где находится ячейка. 

Как оплатить сервис

При оплате заказа на сайте можно перевести деньги с банковской карты или электронного кошелька. Если клиент выбрал наложенный платеж, он сможет рассчитаться картой или наличными через терминал. Особых преимуществ такая отсрочка не дает, ведь товар в любом случае будет выдан только после полной оплаты. К тому же не исключены технические сбои, что означает дополнительные хлопоты. 

С другой стороны, наложенный платеж — это безальтернативный вариант для желающих рассчитаться наличными. При оплате нужно учитывать, что у терминалов обычно отсутствует сервис мгновенной выдачи сдачи. Деньги не пропадут — продавец вернет их на карту, электронный кошелек, баланс клиента на сайте компании или счет мобильного на выбор, но процедура возврата займет какое-то время. 

При расчете картой в терминале нужно выбрать соответствующий способ оплаты и вставить пластик. Сумма заказа спишется автоматически после введения ПИН-кода и подтверждения операции. Следует сохранить чек, его могут запросить при оформлении возврата. Это относится и к оплате наличными.

Как вернуть товар

На случай если придется возвращать посылку через постамат, рекомендуется иметь при себе скотч и распечатанную форму заявления о возврате (если этого требует продавец). Клейкая лента понадобится, чтобы запечатать вскрытую упаковку. Заявление нужно вложить в коробку. На внешней стороне упаковки следует написать номер своего мобильного телефона. Дальнейшие действия на примере постамата PickPoint:

  1. Нажать в меню терминала кнопку «Отправка заказов» и выбрать на дисплее «Возврат продавцу».

  2. Указать название компании-продавца.

  3. Ввести единый код возврата (можно узнать на сайте компании).

  4. Сообщить причину возврата: не подошел товар, несоответствие заказа, брак или другое.

  5. Выбрать свободную ячейку подходящего размера.

  6. Указать способ оплаты доставки — наличными или картой.

  7. При оплате наличными выбрать способ зачисления сдачи.

  8. Наклеить на коробку этикетку со штрихкодом, распечатанную терминалом.

  9. Нажать «Открыть ячейку», положить посылку и закрыть ящик.

  10. Подтвердить возврат и забрать квитанцию об отправлении.

Как только возвращенный товар будет доставлен в интернет-магазин, компания сразу сообщит об этом клиенту на мобильный телефон. Деньги, потраченные на доставку, компенсируют, если претензии клиента признают справедливыми. 

Чем отличаются постаматы разных сетей

Системы автоматической выдачи работают по единому принципу. Но у них разный интерфейс, дизайн, выбор опций, сроки хранения заказов. Многие компании предоставляют возможность ускорить процесс получения, оформив его через мобильное приложение. Рассмотрим, как работает система доставки через постаматы в крупнейших интернет-магазинах страны.

Постаматы Яндекс.Маркет

Интернет-магазин Яндекс.Маркет предлагает более 100 миллионов товаров от десятков тысяч продавцов. Клиенты этой компании могут ускорить процесс получения заказов в постаматах, установив мобильное приложение. Программу можно бесплатно загрузить на любой девайс с ОС Android или iOS. Софт доступен даже без интернета, но в таком случае нужно включить на телефоне Bluetooth. 

Опция «Открыть постамат» есть на главной странице приложения. Также ее можно найти в разделе «Мои заказы». Ячейка откроется сразу после активации. При отсутствии интернета нужно будет дополнительно ввести в терминале код-ключ, ранее присланный на телефон. Сеть пунктов автоматической выдачи Яндекс.Маркет постоянно расширяется, сегодня она насчитывает более 1200 точек. Кроме качественного сервиса, компания регулярно предоставляет клиентам скидки по акциям и промокодам

Постаматы СберМегаМаркет

Маркетплейс СберМегаМаркет — место, где продают все: от продуктов питания до компьютеров и крупной бытовой техники. Среди вариантов доставки есть и постаматы. Хотя у компании пока нет собственных точек, заказчики могут получить посылку в камерах хранения Сберлогистики. Это огромная сеть, включающая более 10 000 автоматических почтовых станций по всей России.

Для доставки в постамат достаточно при оформлении покупки выбрать способ получения «Пункт выдачи» и указать свой город. На интерактивной карте появятся все точки, в которых можно забрать товар. Можно ограничить выбор с помощью фильтров — улица, станция метро, тип ПВЗ. Сэкономить на доставке и стоимости самого заказа можно с помощью бесплатных купонов СберМегаМаркета

Постаматы AliExpress

Сайт крупнейшего китайского интернет-магазина AliExpress — одна из самых популярных торговых онлайн-площадок в РФ. Более 80% заказов на маркетплейсе доставляются через Почту России. Это означает, что посылку можно получить в одном из постаматов этой организации. Количество автоматизированных пунктов выдачи превышает 7,5 тыс. с учетом аппаратов партнерских компаний. Товары отправляются только при 100% предоплате.

Кроме Почты России, AliExpress организует доставку в постаматы Cainiao, 5Post («Пятерочка»), DPD Pickup и PickPoint. Это еще десятки тысяч точек. Для некоторых товаров такой способ получения может быть недоступен, так как решение принимается конкретным продавцом. Также могут возникнуть проблемы из-за размера и веса посылки. Сэкономить на доставке, а то и вовсе не платить за эту услугу помогут скидочные купоны Aliexpress.

Статьи по теме

Все статьи
Только у нас Только у нас