Выбор редакции: роли Александра Абдулова, которые мы любим

Среди более 100 работ артиста в кино у каждого из нашей редакции нашлась любимая.
Светлана Тучкова
|
29 Мая 2021

В субботу, 29 мая, актеру, режиссеру, продюсеру и сценаристу Александру Абдулову могло исполниться 68 лет. Оказалось, что у каждого в редакции «7днейКино» есть любимые работы артиста или те, что запомнились больше всего. О них мы и решили рассказать.

Володя Смирнов, «Самая обаятельная и привлекательная» 

(выбор шеф-редактора раздела «Кино» Лианы Давтян)

«Самая обаятельная и привлекательная», реж. Геральд Бежанов, фото
«Самая обаятельная и привлекательная», реж. Геральд Бежанов
Фото: Кадр из фильма

В фильме Абдулов воплотил образ идеального жениха эпохи начала перестройки в СССР, – не зря же за ним «все калькировщицы бегали». Он модно одевается, у него импортный плеер, что говорило о наличии нужных связей и близости к элите. Идеологически Володя тоже правильно настроен, – к тому времени партийные и общественные обязанности воспринимались не иначе, как с усталостью и равнодушием. Не отступись от него Надя Клюева, семейная жизнь с таким человеком точно была бы далека от рутины и бытовухи, чего всеми силами стремились избежать девушки середины 80-х.  

Мнение. Сценарист и режиссер Геральд Бежанов позднее признавался, что роль Володи является лучшей из тех, что 32-летний Абдулов сыграл в кино. Хотя к середине 80-х уже вышли и «Обыкновенное чудо», принесшее актеру всенародную славу, и «Тот самый Мюнхаузен», и невероятно успешный «Карнавал».

История. Кинокритики того времени считали, что именно из-за успеха «Карнавала» в новом фильме вновь сошлись Ирина Муравьева и Александр Абдулов. Очень уж красивая получилась пара. Интересно, что в жизни актеры не испытывали особых симпатий друг к другу, и никогда не были друзьями.  

Генрих Рамкопф, «Тот самый Мюнхаузен» 

(выбор новостного редактора Алины Поплавской)

«Тот самый Мюнхаузен», реж. Марк Захаров, фото
«Тот самый Мюнхаузен», реж. Марк Захаров
Фото: Кадр из фильма

Рамкопф в фильме, конечно, сволочь и полный антипод главному герою. Активный, деятельный, он умело пользуется положением и связями и начисто лишен чувства юмора. Он искусно вставляет барону палки в колеса, но при этом отрицательным персонажем никак не воспринимается. То ли дело в природном абдуловском обаянии, то ли в атмосфере самой картины, где в принципе нет плохих и хороших. 

История. На роль Рамкопфа претендовали двое. В пробах также участвовал Сергей Колесников, который казался худсовету более ироничным, в отличие от 27-летнего Абдулова. Какие качества актера перевесили на этот раз, почему выбрали именно его, осталось за кадром.  

Мнение. Позднее Абдулов признавался, что всегда был не особо разборчив в ролях. «Артист должен играть все. Чем больше диапазон ролей, тем лучше. А если пользуешься постоянно одной краской, ты просто типаж, не более», – говорил он в одном из интервью.

Жакоб, «Формула любви»

(выбор новостного редактора Светланы Тучковой)

«Формула любви», реж. Марк Захаров, фото
«Формула любви», реж. Марк Захаров
Фото: Кадр из фильма

То, каким получился фильм, во многом заслуга Абдулова. Без его настойчивости и импровизации той «Формулы любви», что мы знаем и любим, просто не было бы. Известно, что роли кучера графа Калиостро Жакоба в начальном сценарии не существовало, да и знаменитой песни про «бедного рыбака, который поплыл из Неаполя в бурное море» тоже.

Как рассказывали потом актеры и режиссер Марк Захаров, Абдулов сам напросился в фильм, а затем вместе с Семеном Фарадой потребовал для слуг собственную песню. И не важно, что в итоге это был набор итальянских слов, никак не связанных друг с другом, – произведение стало визитной карточкой картины и бессмертным хитом.

История. Сохранилось много историй о съемках «Формулы любви», и в практически в каждой задействован Александр Абдулов. Он таскал артистов на ночную рыбалку, заваливал цветами кровать Елены Аминовой (Лоренца), ездил из Барыбино обедать в Дом кино в Москве, уговаривал Елену Валюшкину (Мария) сниматься обнаженной. Кто бы ни вспоминал потом съемки, речь неизменно заходила об Абдулове.

Мнение. «Формула любви», как и многие другие захаровские фильмы, разобрали на цитаты. Кто хотя бы раз не вставлял в разговор знаменитую фразу про кузнеца, «который не нужен»?! Или не вспоминал высказывание про «труд, который сам по себе есть наслаждение». Фразочки из фильма до сих пор можно встретить на просторах интернета и в социальных сетях. Что поразительно, их понимают не только взрослые, но и подрастающие дети.  

Коровьев-Фагот, «Мастер и Маргарита»

(выбор редактора раздела «Кино» Марины Яковлевой)

«Мастер и Маргарита», реж. Владимир Бортко, фото
«Мастер и Маргарита», реж. Владимир Бортко
Фото: Кадр из фильма

Особый дар артиста из второстепенных ролей делать яркие и знаковые проявился в том числе и экранизации Владимира Бортко романа Булгакова. Его нагловатый, но обаятельный «маг, регент, чародей» явно не в центре повествования, но без него картинка бы не сложилась. Сам Абдулов назвал себя идеальным Коровьевым, и считал, что его персонаж – «мозги, мотор и юмор свиты Волонда».  

История. За всю жизнь Абдулову предлагали сыграть роль Коровьева четыре раза. Он отказал только Юрию Каре, когда тот экранизировал роман в начале 90-х. У Элема Климова не получилось выбить финансирование на фильм, Бортко в начале нулевых долго не мог решить проблему с авторскими правами. Конечно, артист был счастлив, когда в итоге съемки все же начались. «Из-за таких ролей я стал заниматься профессией артиста», – говорил он журналистам.  

Мнение. Среди поклонников актера есть такие, кто связывает его смерть с участием в постановке. Суеверия, связанные с проклятием булгаковского романа, необычайно живучи. Сразу после выхода фильма начался отсчет жертв киноромана, – Абдулов стал четвертым после Александра Чабана (следователь), Кирилла Лаврова (Понтий Пилат) и Евгения Меркурьева (счетовод).

Василий Кутузов, «Анекдоты»

(выбор редактора раздела «Кино» Никиты Лазаренко) 

«Анекдоты», реж. Виктор Титов, фото
«Анекдоты», реж. Виктор Титов
Фото: Кадр из фильма

Этот фильм мог появиться только на стыке двух эпох, – уходящей советской и новой российской. Когда уже нет давления цензуры и в кадре можно говорить и делать все, что угодно. Чего стоит даже начало, где на фоне обнаженной лактирующей женской груди авторы благодарят советский народ за предоставленный материал, то есть анекдоты, на основе которых построено кино.  

Главный герой, однофамилец полководца Василий Кутузов, одарен необычайным талантом, – он придумывает анекдоты. Властям, конечно, это не нравится, и Василия помещают в лечебницу. Там он продолжает развлекать сплошь великих людей, занимающих соседние койки. До тех пор, пока врачи не берутся за лечение.  

Мнение. В соцсетях, где выложено 73-минутное творение режиссера Виктора Титова, отмечают трудности с просмотром даже у тех, кто застал перестройку в сознательном возрасте. «Анекдоты» явно устарели для сегодняшнего зрителя, но, если бы их не было, возможно, не было многих современных шедевров. 

Новости партнеров