Жанр скетчкома – комедийного шоу, объединенного набором повторяющихся персонажей, каждая серия в котором сюжетно не связана с предыдущими, существует с прошлого века, однако его популярность то утихает, то набирает обороты. К скетчкомам можно отнести как классические западные «Шоу Фрая и Лори» и «Шоу субботнего вечера», так и отечественные «Ералаш» и «Нашу Russia». В этой подборке собираем лучших представителей жанра.
Группа британских комиков «Монти Пайтон» почти сразу приобрела звание легендарной и скандальной. Англичане Майкл Пэйлин и Эрик Айдл вместе с Грэмом Чепменом, Джоном Клизом, Терри Джонсом и американцем Терри Гиллиамом перевернули представление о комедии, опередив свое время минимум на полвека. Они шутили с телеэкранов о католической церкви, могли прервать скетч на середине, а то и попросту пуститься в абсурдистские разглагольствования. Консервативные политики и Церковь обвиняли комиков в мракобесии и пытались запретить их передачу, однако популярность «Монти Пайтон» это только приумножило – актеры дружили с The Beatles и во многом являлись аналогом «ливерпульской четверки» только из мира комедии. Парадокс, но выходившее в конце 60-х – начале 70-х скетчшоу до сих пор смотрится свежо и вдохновляет уже современное поколение комиков.
Классический дуэт двух интеллектуалов – Стивена Фрая и Хью Лори породил не одно, а несколько интереснейших комедийных проектов. Парочка познакомилась еще в Кембридже, и эта дружба довольно быстро переросла в соавторство. «Шоу Фрая и Лори» стало настоящим хитом благодаря сложному юмору, построенному на политической сатире, игре слов и низвержению авторитетов. Фрай и Лори не боялись ничего – в своих скетчах они высмеивали традиции, правительство и конкретные законы. Шоу просуществовало четыре сезона, а позднее получило спин-офф – сериал «Дживс и Вустер».
От британского интеллектуального юмора переходим к отечественному детскому шоу – комедийный киножурнал «Ералаш» существует на наших экранах уже почти полвека, но закрываться не планирует даже после смерти режиссера и вдохновителя Бориса Грачевского. Скетч-шоу о школьниках – поначалу советских, а позднее российских – их первых влюбленностях, проблемах с одноклассниками и находчивых способах откосить от учебы стала настоящим хитом. Во многом – благодаря емкому формату коротеньких серий и юным талантам молодых актеров. Из «Ералаша» выросли такие большие звезды кино и эстрады, как Глюкоза, Александр Головин, Анна Цуканова-Котт, Владимир Сычев, Антон Колесников, Ольга Кузьмина, Александр Горчилин и другие.
Культовое шоу Америки, которое удерживает свои позиции на протяжении тех же пяти десятилетий. Главной изюминкой проекта является то, что все происходящее действительно происходит в прямом эфире, куда зачастую приходят международные звезды и даже политики. Посещали «Субботнее шоу» и Дональд Трамп, и Хилари Клинтон, и Канье Уэст, и Ким Кардашьян, и многие другие знаменитости, не побоявшиеся шуток над самими собой. По структуре проект состоит из двух юмористических скетчей и одного музыкального номера.
Дуэт Ильи Олейникова и Юрия Стоянова – пожалуй, самый известный среди отечественных комедийных дуэтов. Созданная ими передача «Городок» объединяла в себе ностальгию по советским временам и ироничное отношение к новому общественному укладу 1990-х. Начиная с визуализации известных анекдотов, Олейников и Стоянов в итоге соорудили узнаваемую структуру из скетчей различных жанров – от комедии до хоррора. В 2021 году шутки из «Городка» вполне могут казаться устаревшими, однако на момент их появления творчество дуэта было по-настоящему новаторским для российского ТВ – именно это шоу сделало модными розыгрыши со случайными прохожими, снимаемыми на скрытую камеру.
Кто жил в России в 1990-е, тот не может не помнить абсурдистское юмористическое шоу с Сергеем Ростом и Дмитрием Нагиевым в главных ролях. Начинаясь как скетчком, «Осторожно, модерн!» позднее начал перерастать в полноценный ситком с прослеживающейся сюжетной линией, не теряя при этом своей нестандартной травести-формы. Переодеваясь то в мужчин, то в женщин Нагиев и Рост подарили нам целые семьи запоминающихся персонажей – а прапорщик Задов даже стал именем нарицательным, уйдя в народ и получив несколько собственных проектов. Кстати, в нашем обзоре мы подробно рассказывали, как был создан «Осторожно, модерн!» и почему его многие считают шедевром российского телевидения.
В начале нулевых жанр скетчкома постепенно начал трансформироваться, оказавшись на стыке между типичными комедийными скетч-шоу и ситкомами. Первопроходцем на отечественном ТВ в этом направлении стал сериал «Саша + Маша» с будущим звездным участником каста «Ворониных» Георгием Дроновым и комедийной актрисой Еленой Бирюковой. Саша и Маша в их исполнении являли собой типичную, по замыслу авторов скетчкома, пару нового формата. Обоим слегка за тридцать, вместе они уже давно, но пока не женаты. Каждая серия проекта состояла из нескольких комедийных интермедий бытового характера – поход в магазин, ужин с друзьями или даже сцена интима с участием Саши и Маши превращались в комедийные скетчи. Проект оказался для родного телеканала ТНТ высокорейтинговым – во многом благодаря «земной» природе поднимаемых тем и необычному для российского ТВ формату.
Комедийный сериал «СашаТаня» во многом является переосмыслением того же формата, что некогда был у «Саши + Маши» – те же короткие серии с бытовыми скетчами. Однако в случае с более молодым проектом ставка здесь сделана на уже знакомых зрителю героев. Саша и Таня – персонажи популярного сериала «Универ», выходившего на ТНТ с 2008 года. Он – сын олигарха, вечно пытающийся противостоять отцу и идти своим путем. Она – скромная студентка, мечтающая стать учителем. Еще со времен «Универа» эти герои казались зрителю практически идеальной парой, а «СашаТаня» давали возможность посмотреть на их семейную жизнь за стенами оригинального сериала. В спин-оффе показали множество мало связанных друг с другом историй о совместной жизни молодой четы, в гости к которым периодически заглядывают и другие звездные персонажи «Универа» – отец Саши Сильвестр Андреевич, Гоша и Лиля, а также любимец публики Кузя.
Скетчком производства «Comedy Club Production», кажется, в представлении не нуждается. За пять лет существования «Наша Russia» подарила зрителям множество узнаваемых персонажей в исполнении бывших участников КВН Сергея Светлакова и Михаила Галустяна: охранник Бородач, которого вечно необходимо понимать и прощать, диванный эксперт Сергей Беляков, фрезеровщик-гомосексуал Иван Дулин, озабоченная официантка из ивановского суши-бара Анастасия Кузнецова и многие другие. «Нашу Russia» часто и вполне заслуженно критиковали за излишнюю грубость, оперирование стереотипами, гомофобию и шовинизм – многие шутки этого шоу в эпоху новой этики и правда выглядят устаревшими и скабрезными. Однако в свое время проект отражал взгляды и потребности российского телезрителя, видевшего в героях шоу сатиру на своих коллег, соседей и друзей.
Вновь вернемся к британскому юмору с его абсурдистскими интонациями. На этот раз известный комик Ноэль Филдинг, участник культового дуэта и одноименного комедийного шоу «Майти Буш» выступил с индивидуальным проектом – собственной «Роскошной комедией». Проект представляет собой скетчком о жизни самого Ноэля, то и дело меняющего один экстравагантный наряд на другой, и его друзей, которыми часто оказываются знаменитые музыканты, литераторы и художники – порой, давно почившие. «Роскошная комедия» – авторский и психоделический проект с большим количеством компьютерной графики и анимации – среди героев множество антропоморфных существ вроде говорящих ската или картофелины. Большую роль здесь играет и музыкальное сопровождение – с ним Филдингу помогал его близкий друг Серджио Пиццорно, участник рок-группы Kasabian. Однако «Роскошная комедия» требует от зрителя широкого кругозора и погруженности в поп-культуру – Ноэль постоянно отсылает к собственным кумирам и историям из их жизни, вплетая такие аллюзии в сюрреалистические сюжеты. К примеру, одним из героев «Роскошной комедии» стал панк-рокер Джоуи Рамон, а точнее его пластилиновая фигурка, пародирующая детские тв-шоу 70-х.
Пару лет назад интернет буквально взорвали мемы про Инженера из сетевого скетчкома, созданного человеком-оркестром, многоликим актером Антоном Лапенко. Лапенко вместе с несколькими своими братьями и сестрами создал настоящий культ вокруг собственного проекта, в котором он один исполняет сразу несколько ролей. Стеснительный инженер, криминальный авторитет в пиджаке не по размеру, панк-рокеры из группы «Багровый Фантомас», принципиальный журналист из передачи со звучным названием «Загадка дыры», манерный телеведущий Ричард Сапогов и его немногословная соведущая Татьяна Восьмиглазова – все это Антон Лапенко. Метамодерновый проект, иронично ностальгирующий по эпохе то ли 80-х, то ли 90-х, быстро покорил сердца уставших от циничного юмора зрителей. Герои «Внутри Лапенко» ушли в народ, став полноценным достоянием современной интернет-культуры, а сам сериал начал «обрастать жирком», наращивая и скрещивая собственные сюжетные линии, вводя все больше отсылок к кинематографическим шедеврам вроде «Брата» и второго «Терминатора». К третьему сезону «Внутри Лапенко» превратился в полноценный веб-сериал со своим бюджетом и развивающимися персонажами.