
Наблюдательные режиссеры не могли не заметить особый дар этих артистов: они выглядят так, словно попали в современность из прошлых веков, отчего так гармонично вписываются в миры классических литературных произведений. Собрали восемь актеров, снявшихся в культовых экранизациях и воплотивших на экране героев любимых книг.
Эндрю Скотт

Харизматичный ирландец даже свой творческий путь и успех начал с классики — работая с режиссером Карелом Рейшем, Эндрю сыграл в пьесе «Долгий день уходит в ночь». И хотя здесь ему как молодому актеру досталась роль второго плана, именно она принесла Скотту первую награду: в 21 год он стал призером независимой премии «Дух времени».
Сейчас у Эндрю богатая фильмография, и в ней из экранизаций классики есть сразу несколько интересных работ: романтическая трагикомедия «В поисках любви», готический «Виктор Франкенштейн» и эстетский «Рипли». Конечно, большую славу актеру принесла роль Джима Мориарти из «Шерлока» — сериала, в котором сюжет Артура Конан Дойля развернулся в современном Лондоне. При этом не многие знают, что в том же 2010-м, когда вышел первый сезон детектива, состоялась премьера еще одной интересной, но почти незамеченной широким зрителем ленты «Дуэль», основанной на одноименном произведении Антона Павловича Чехова. А ведь фильм действительно стоит внимания хотя бы потому, что в нем можно увидеть как удивительно точно Эндрю Скотт, сыгравший Ивана Лаевского, передал характер того самого «хорошего плохого человека».
Иван Янковский

Будучи наследником актерской династии, Иван поучаствовал в своих первых съемках уже в 10 лет: он снялся в ленте родного дедушки, Олега Янковского, под названием «Приходи на меня посмотреть». Эта картина положила начало богатой и интересной фильмографии актера, который, повзрослев, стал выбирать роли, основываясь на собственном желании понять жизнь через глубокие истории сложных персонажей.
Такими героями были и Денис Титов из проекта «Топи», который отправился в таинственный путь в надежде найти спасение от неизлечимой болезни, и Миша Штапич из «Плейлиста волонтера», разыскивающий как пропавших без вести, так и «самого себя». Любовь к персонажам с тяжелыми внутренними переживаниями не могла не привести Янковского к классике: в 2016-м он сыграл в триллере «Дама пик», одновременно основанном на повести Александра Пушкина и пьесе Петра Чайковского, а теперь, в 2024-м, решил рискнуть и превратился в Родиона Раскольникова из новой экранизации «Преступления и наказания». Ради максимального понимания роли актер даже сам специально погружался в тревожное состояние. Проект, который многие называют смелым и экспериментальным, вышел на Кинопоиске 2 ноября.
Кейт Уинслет

В 1994-м году Кейт дебютировала в ленте «Небесные создания». И уже по ее игре в этом драматическом триллере стали ясны две вещи: Уинслет невероятно идут милые кудряшки и легкие платья, а также роли хрупких, но в душе совершенно безжалостных героинь.
После выхода на экраны фильма «Титаник» Уинслет получила всемирную известность. Однако не все знают, что талант актрисы в мире кино признали еще раньше — когда в 1996-м за роль второго плана в фильме «Разум и чувства» Кейт удостоилась премий от Британской Академии и Гильдии Актеров, а саму картину по праву назвали успешной экранизацией одноименного романа Джейн Остин. После в портфолио артистки оказалось еще несколько удачных картин, чьи создатели обратились к классике: она сыграла главную героиню в фильме «Чтец», снятом по мотивам одноименной книги Бернхарда Шлинка, а также снова поработала с Леонардо Ди Каприо в «Дороге перемен» по произведению Ричарда Йейтса. Не менее интересной работой получился и мини-сериал «Милдред Пирс», адаптация романа Джеймса Кейна. Игра в этой ленте тоже принесла Кейт Уинслет ряд наград и доказала, что в сеттинге прошлых эпох актриса смотрится настолько гармонично, что дух захватывает.
Антон Шагин

Первые две большие ленты в карьере звезды «Конька-Горбунка» (экранизации классики среди сказок) сняты Валерием Тодоровским, и уже в одной из них (в «Стилягах») Антон попробовал перевоплотиться в человека из другой эпохи. Попытка получилась весьма удачной, ведь вместе с талантом артист обладает и особенной внешностью, с которой его легко представить путешественником во времени.
Такое качество заметили и режиссеры, начавшие приглашать актера в ленты об историях из совсем иных годов. И, конечно же, дело не обошлось без литературных сюжетов, так знакомых Антону, который также участвует и в театральных спектаклях по мотивам известных книг. Наряду с классическими постановками теперь в его фильмографии есть и экранизации признанных шедевров: мини-сериал «Куприн.Яма», объединивший героев из разных произведений писателя, и проект по роману Федора Достоевского «Бесы», подаривший поклонникам еще одну возможность увидеть великолепный дуэт Антона Шагина и Максима Матвеева. Кстати, Антону так понравилась мода XIX века, что он даже после съемок сериала выкупил один из костюмов своего героя.
Кира Найтли

Актерская карьера Киры началась еще с самого детства: в 6 лет у девочки уже был собственный агент. Сейчас у нее богатая фильмография, в которой собралось внушительное количество экранизаций классики. И это неудивительно, ведь даже свои первые шаги в большом кино Найтли сделала именно в ее направлении: в 1999-м снялась в телесериале «Оливер Твист», а в 2002-м исполнила роль Лары Антиповой в «Докторе Живаго», показавшем иностранный взгляд на русскую культуру и историю.
Спустя годы артистку ждали экранизации еще большего масштаба. Фильм «Гордость и предубеждение», в котором Кира сыграла Элизабет Беннет, признан зрителями и критиками как образцовая адаптация главного романа Джейн Остин. А в 2012-м актриса снова прикоснулась к русской классической литературе, превратившись в героиню Льва Толстого Анну Каренину в одноименной кинокартине. Ее режиссером выступил Джо Райт, с которым Найтли уже работала ранее в «Искуплении» — тогда же на съемках у них зашел разговор о женских книжных персонажах и их характерах, во время которого сразу вспомнилась знаменитая Анна Каренина. Так у кинематографиста появилась идея снять кино, а у Киры — перечитать роман Льва Николаевича.
Тимоти Шаламе

Актер, заполучивший миллионы сердец зрительниц по всему миру, долго выбирал между творчеством и футболом, и все-таки выбрал первое. Он быстро начал сниматься в разных телесериалах и короткометражках, а позже даже сыграл эпизодическую роль в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар». Позже молодого артиста с одновременно мужественной и мягкой внешностью стали замечать все больше людей, в том числе и кинематографистов, которые поняли, что Тимоти — новая звезда большого кино.
Шаламе часто снимался в экранизациях книг, однако чаще всего это были работы именно по современной литературе: «Аддеролловые дневники», «Назови меня своим именем» и другие. Но превратившись в героев классики, он раскрыл себя с новых сторон: в фильме «Король Англии», созданном по хроникам Уильяма Шекспира, показал юного Генриха V, быстро взрослеющего из-за доставшейся ему власти, в «Маленьких женщинах» по роману Луизы Мэй Олкотт передал тонкие теплые чувства Лори, влюбленного в свою подругу, а в «Дюне» перевоплотился в Пола Атрейдеса, которому нужно не просто стать лидером — он должен поменять все мироустройство. Такие разные персонажи получаются у Тимоти удивительно точно, ведь он много работает, всегда серьезно готовится к съемкам и выбирает только те роли, которые станут для него настоящим вызовом.
Анна Ковальчук

Анна могла занимать кибернетикой, если бы ее резко не увлекла актерская карьера, которой она серьезно заинтересовалась прямо перед поступлением в Ленинградский политехнический институт. Сменив направление, артистка в 1999-м дебютировала в фильме «Любовь зла…», а потом, всего через 3 года, прославилась как Мария Швецова из знаменитого сериала «Тайны следствия».
Детектив выходит на российских экранах до сих пор. Кажется, что Анна полностью погрузилась только в эту роль. Однако актриса просто избирательно подходит к проектам, и участвует только в тех, которые ей интересны. Одним из таких, помимо «Тайн следствия», стал сериал «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко. Ради того, чтобы попасть в эту экранизацию романа Михаила Булгакова, Ковальчук в свои 22 года выдавала себя за 29-летнюю — настолько ей хотелось сыграть Маргариту. И это получилось: артистка смогла перевоплотиться в женщину, внутри которой есть что-то дьявольское. Итог: тысячи зрителей признали ее самой настоящей Маргаритой. Но, несмотря на успех, Анна не стремилась больше участвовать в экранизациях классики, отдавая больше предпочтения такому историческому кино, как «Годунов» и «Екатерина. Фавориты». Однако ее роли в этих сериалах лишь подчеркивают умение актрисы играть персонажей из прошлого так, будто она тоже жила в их эпохах.
Сирша Ронан

Родители Сирши мечтали быть актерами — отец сам окончил студию в Нью-Йорке и начал активно сниматься в кино, когда Сирша была маленькой. Поэтому девочка не могла не вдохновиться такой творческой профессией и не попробовать себя в качестве актрисы кино. Уже в 2003-м она поучаствовала в ирландском сериале «Клиника», а в 2007-м впервые сыграла в полнометражном фильме «Я никогда не буду твоей».
В 2017-м вышло драмеди «Леди Берд» с Сиршей в главной роли, и зрители сразу оценили ее с Тимоти Шаламе гармоничный дуэт. И хотя они оба чаще снимаются в экранизациях современных романов (у актрисы из них есть и «Милые кости», и «Искупление»), однажды актеры попали на съемки «Маленьких женщин», где сыграли лучших друзей, испытывающих друг к другу сильные чувства. В этой ленте нельзя было не заметить то, как Сирша умеет передать всю «бурю страстей». Но если о ее игре в «Маленьких женщинах» известно почти всем, то о роли девушки в «Чайке» по одноименному произведению Антона Павловича знают далеко не многие. Хотя в этом фильме Майкла Майера Сирша Ронан предстала именно такой героиней Чехова, какую представляешь при чтении великого писателя.