Гоше Нестеренко — пятнадцать. У него большая полноценная семья, где есть мама, папа, два приемных брата и сестра. Вскоре в их полку прибывает: родительница, обуреваемая желанием усыновить как можно больше детей, забирает Виталика — сложного ребенка, от которого уже отказались две семьи из-за его проблем с социализацией. Пополнение Гошу явно не радует: мало того что родители, кажется, вспоминают о мальчике только тогда, когда нужно сделать ему очередной выговор, так в перспективе герой должен уступить свою комнату и переехать на раскладушку на кухне. Единственное, что помогает Гоше справляться, — стендап. Каждый вечер он проводит в клубе на Новом Арбате и говорит обо всем, что его уже давно мучает.
За последние годы стендап стал самым популярным жанром в российском юморе и чуть ли не главным трендом в кино. Сразу же вспоминается духоподъемная «Удивительная миссис Мейзел», «Луи», придуманный и написанный американским комиком Луи Си Кеем, или первый отечественный проект о стендапе «Я не шучу», вышедший на «Кинопоиске».
В России, однако, юмор — одна из главных болевых точек в современном искусстве. Говорят, что неудачных шуток не бывает, а политкорректность убивает юмор, но в условиях новой реальности, по признанию самих комиков, шутить стало гораздо сложнее, а вот обидеть и получить наказание за шутку — на раз-два. Это испытали на себе и «Пингвины». В первой серии в одной из сцен Гоша затронул тему религии и исламских ценностей, что не ускользнуло от общественности. Мусульмане призвали бойкотировать компанию МТС, которой принадлежит онлайн-кинотеатр KION, где вышел сериал, а движение «Сорок сороков» собралось подавать заявление в прокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности авторов проекта.
Однако стендап — это всегда про болезненное, про весь тот негатив, который скопился в человеке/обществе и требует выйти наружу. Для Гоши монолог на сцене — это своего рода психотерапия, взрыв после напряженных внутренних переживаний. Он шутит о матери и ее вибраторе в виде пингвина, который она предпочитает отцу, проходит катком по школьным агрессорам, выдает провокационный материал про жертвоприношение Богу и говорит, что у него возраст Христа, ведь и Иисусу когда-то было 15.
Гошу сыграл сын Бориса Хлебникова Макар. На прослушивании режиссер сериала Наталия Мещанинова поняла, что он – тот, кто им нужен, и не ошиблась. Несмотря на отсутствие профильного образования, актер с такой простотой и честностью раскрывает своего персонажа, что у зрителя не остается ни единого шанса ему не верить. Хорошо справляется с ролью и героиня Александры Урсуляк («Время первых», «Подбросы»): она разрушает светлый образ матери и предстает этаким «диктатором в юбке», создающей, как ей кажется, идеальную семью, а на деле — приносящей несчастье всем, включая себя. А вот героя Алексея Аграновича будто бы отодвинули на задворки: на протяжении всего повествования он только и может, что отмалчиваться, с недовольством наблюдая за происходящим, а дойдя до точки кипения — нет, не проговорить все то, что его тревожит, а дать жесткую оплеуху. Кому? Правильно – Гоше.
Недоработанным кажется и противостояние героя со школой. Главной претензией учительницы к нему является прическа: из-за (не) длинных кудрявых волос его выгоняют из класса, что выглядит совсем уж как-то неправдоподобно. Ну посмотрите на стиль современных подростков: вы серьезно?
Но это все так, мелочи. Сериалу удается затронуть важные темы: поговорить о взрослых, которые нередко обесценивают или вовсе не замечают переживания подростков, и о детях, которым кажется, что в мире людей «постарше» все проще и легче. А еще, может и неосознанно, он вырисовывает портрет героя своего времени, которому удается откликаться в сердцах. В этом заслуга сценария Заки Абдрахмановой и Наталии Мещаниновой, обе — выпускницы школы документального кино Марины Разбежкиной, в котором одно из основных правил — опустить камеру и начать общаться с людьми на одном уровне. Вот Абдрахманова с Мещаниновой и общались — вливались в тусовку школьников, пригласили настоящих стендаперов (Мишу Кострецова, Евгения Сидорова, который отвечал за шутки, Сашу Малого) и прописывали диалоги так, чтобы было по-настоящему. Вы только вслушайтесь, как органично звучит речь актеров. Во всем этом и кроется сила проекта Мещаниновой (режиссера «Комбината «Надежда», одной из создательниц сериала «Школа», сценаристки «Аритмии»): главный герой — обаятельный и вызывающий сострадание, язык — неотшлифованный и доступный, юмор — как действенный способ решения конфликта «бытия с собой» и «бытия с другими», благодаря чему сериал будто бы дышит, живет, и оттого ему и в него хочется верить.