«Сто лет тому вперед»
Фото: Кадр из фильма

«Сто лет тому вперед»: российский блокбастер, за который не стыдно

Юра Борисов угрожает человечеству, Александр Петров наконец-то не похож на Александра Петрова, Марк Эйдельштейн путешествует во времени — и все это под песню «Прекрасное далеко».
Ксения Щетинина
|
17 Апреля 2024
2024
фантастика, приключения
Режиссер Александр Андрющенко
Россия
IMDb7.0
Кинопоиск7.8
7.5

18 апреля в российский прокат выходит большой громкий проект «Сто лет тому вперед» по мотивам одноименной повести советского фантаста Кира Булычева. Этот фильм действительно ждали, надежд на него возлагали много, а денег еще больше. Получилось ли переплюнуть советскую классику и снять достойную современную фантастику? Разбираемся дальше.     

 О чем?

«Сто лет тому вперед»
Фото: Кадр из фильма

Наши дни, Москва. Старшеклассник Коля (Марк Эйдельштейн) в очередной раз нахулиганил в школе и вынужден в качестве наказания оттирать с доски перманентный маркер. Чтобы ускорить процесс Коля решает отыскать в лаборантской кабинета физики ацетон, но вместо этого находит тайник за портретом Ньютона, а там странную штуковину — космион. Непонятный предмет создает вокруг себя магнитные аномалии, и когда Коля входит в контакт с космионом, то переносится во времени на 100 лет вперед, попадая в 2124 год. Ошарашенный и дезориентированный мальчик встречает Алису Селезневу (Даша Верещагина), которая ведет нерадивого путешественника во времени к своему отцу профессору (Константин Хабенский). Когда Алиса узнает, что Коля прибыл из 2024 года, она решает использовать его и космион, чтобы отыскать свою маму (все считают ее погибшей, но Алиса уверена, что она жива). Но мощь космиона привлекает не только Алису, но и космических пиратов Весельчака У (Александр Петров) и Глота (Юра Борисов), которые готовы преследовать подростков и в будущем, и в прошлом. 

Гостья из будущего — это гостья из советского прошлого 

«Сто лет тому вперед»
Фото: Кадр из фильма

Алиса Селезнева появляется на экране не впервые. Главная героиня цикла фантастический книг советского писателя Кира Булычева дебютировала на экранах в 1981 году в мультфильме «Тайна третьей планеты». Чуть позже, уже в 1984 выходит мини-сериал «Гостья из будущего», где Алису сыграла Наталья Гусева (ныне Мурашкевич). И несмотря на то, что были и другие экранизации — «Остров ржавого генерала», «Лиловый шар», «Алиса знает, что делать!» и т.д. — именно первые экранные воплощения Алисы до сих пор нежностью отзываются в сердцах всех детей, которым сегодня уже 30+. Конечно, советская фантастика не блещет изысками спецэффектов и не поражает экшн-сценами. Это ламповое, доброе, ностальгическое кино (и мультфильм). И пожалуй, современным подросткам смотреть такое было бы скучно. Но не пропадать же такому добротному сюжету!

«Сто лет тому вперед» — мощный современный блокбастер, далекий и от Наташи Гусевой, и даже от Кира Булычева. От первоисточника остались разве что имена героев. Можно ли так бесстыдно перекраивать классику советской фантастики и буквально ее переписывать? Если делать это хорошо, то почему бы и нет?

Новая Алиса и новые враги

«Сто лет тому вперед»
Фото: Кадр из фильма

Теперь Алиса живет в 2124 году, у нее розовые волосы, она уже старшеклассница (а не ученица 6-го класса). В свободное от споров с отцом и школы время Алиса тренирует свои навыки рукопашного боя (и надо признать, дерется она неплохо). Главная мечта девочки — отыскать маму. Все считают ее мать Киру (Виктория Исакова) настоящей героиней, которая пала, сражаясь с космопиратами. Но Алиса уверена, что Кира жива и затерялась где-то в коридорах времени и пространства. 

Изменилась не только Алиса, но и вообще все и вся. Повзрослели и Коля, и его одноклассники. Это позволило добавить в и без того насыщенный сюжет еще и любовную линию (куда ж без этого?). Особенно радикальные (и это плюс) изменения претерпели злодеи. В советских версиях пираты были лишь пакостниками, которые не несли особой угрозы. Новые пираты — зло вселенского масштаба, особенно Глот в исполнении волшебного (впрочем, как и всегда) Юры Борисова. Он мрачный, пугающе безэмоциональный могущественный межпланетный преступник, который способен подчинять себе волю любого встречного. На фоне бледного мерзавца Глота скачет задиристый Весельчак У (чем-то напоминающий Йонду Удонта из «Стражей Галактики») в исполнении Александра Петрова. И похоже, что это та роль, которая была нужна Петрову, чтобы ненавистники перестали говорить, что он везде одинаковый. 

Бесполезно упираться — получилось хорошо! 

«Сто лет тому вперед»
Фото: Кадр из фильма

Последние несколько лет на больших экранах активно переосмысляют старые советские хиты. И те, кто рос на «Бременских музыкантах», «Летучем корабле» или «Чебурашке», теперь могут не просто увидеть обновленных героев, но и поделиться этими нежными эмоциями со своими детьми. Совершенно органично в этом контексте смотрится и «Сто лет тому вперед». Алиса Селезнева сослужила добрую службу советским детям, теперь она вполне может стать подругой и современным подросткам.

И можно сколько угодно спорить, правильно ли так использовать старые сюжеты, или риторически вопрошать «почему не придумывают ничего нового?». И к российской фантастике можно тоже относиться как угодно, особенно учитывая, какие провалы были в прошлом. Но совершенно точно глупо отрицать, что «Сто лет тому вперед» удался. Графика, экшн-сцены, костюмы, актерский состав (здесь вам не только Петров и Борисов, но и Хабенский, Бондарчук, Исакова) — все это просто не может не понравится широкому зрителю. Ярко, трогательно, дерзко, современно и одновременно с налетом ностальгии. 

Возможно, путь воскрешения старых советских хитов — это дорога успеха для массового отечественного кино. Если так пойдет и дальше, то скоро мы увидим и новых Буратино, Карлсона и других героев нашего детства.  

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров