«Экспресс» (2022) фото
{{ label }}

«Экспресс»: одна из лучших криминальных комедий этого года

Фильм Руслана Братова, снявшего хитовые короткометражки «Лалай-Балалай» и «Главбух. История одной фирмы», запомнился зрителям фестиваля «Окно в Европу».
Иван Афанасьев
|
11 Августа 2022

Где-то в кавказской глуши простой студент техникума Саша Сосланов по кличке Сос, которого того и гляди исключат, находит мужика-лоха по имени Олег и предлагает тому поучаствовать в завиральном деле: оформить клубную карту в букмекерской конторе. Олег получит 300 рублей, Сос – еще одну попытку выиграть «Экспресс», череду ставок, где победителю, отгадавшему результаты восьми игр подряд, обещан приз в «лям». Олег соглашается, потому что ему все равно – и пропадает из поля зрения парнишки; тот же, получив на руки заветную карту, на радостях идет квасить с друзьями в общаге. Итог – карта вместе с одним из корешей пропадает, Соса выселяют, а его прогнозы между тем потихоньку приближают героя к заветному призу. Теперь ему нужно приложить все усилия, чтобы найти кусок пластика, который может его обогатить. Правда, знает об этом не только он.

«Экспресс» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Искусство кино состоит в том, чтобы любую фигню при должном таланте уметь превратить в нечто не просто цельное, но также формирующее новый, пусть и хорошо знакомый, мир на экране. В этом смысле «Экспресс» Руслана Братова, один из самых высокооцененных фильмов выборгского кинофестиваля «Окно в Европу», – какой-то совершенно уникальный для нашего кино случай. Если попытаться описать его, то, скорее всего, дальше завязки уйти просто не получится: на бумаге такой сценарий должен смотреться лютой галиматьей, изрядно сдобренной специфической «пацанской» лексикой с южным колоритом и странным юмором. В этом плане все звезды сошлись – в фильме, где словосочетание «по-братски» звучит во всех смыслах, на всех акцентах и практически в любых интерпретациях, даже фамилия режиссера кажется удивительно подходящей. Но можно ли взять кавказский колорит, совместить его с абсурдным юмором и общей стилистикой сериала «Голяк», чтобы все это работало?

«Экспресс» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Оказывается, можно – и блистательно. «Экспресс» – отличный пример по-настоящему «живого» кино, которое буквально дышит всеми своими фибрами: диалоги, от которых поначалу мозг и уши условного филолога сворачиваются в трубочку (в духе легендарного «пацаны ваще ребята»), уже минут через 5 воспринимаются как неотъемлемая часть местной атмосферы. Наряду с гопниками на кортах и персонажами, которые через одного пытаются друг друга «поставить на бабос», наряду с экзотическими экстерьерами – будто условный Кантемир Балагов вдруг решил поиграться в Гая Ричи, добавив фарса в духе фильмов Алекса ван Вармердама (загуглите). Непонятным кажется даже не то, как все это работает, но как вообще Братову удалось собрать из такого чужеродного материала столь самобытное кино. 

«Экспресс» (2022)
Фото: Кадр из фильма

«Экспресс» – фильм, который очень умело собран и имеет свой собственный киноязык, – определенно войдет в список самых ярких картин года. Но, к сожалению, почти наверняка пройдет мимо своей аудитории. И цель этого текста – пробудить в вас желание пойти и купить билет, когда фильм выйдет в прокат. Потому что у перспективного, смелого, дерзкого, талантливого российского кино должен быть свой благодарный зритель. Пусть это будете вы – чисто по-братски.

{{ label }}






Новости партнеров

популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.