«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева фото
«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева
Фото: Кадр со съемок фильма

«Синдром жизни»: маленькая драма с большой звездой Светланой Немоляевой

Светлана Немоляева – главный аттракцион фильма, его жизненная сила.
Иван Афанасьев
|
18 Апреля 2022
2022
мелодрама
Режиссер Мария Шалаева
Россия
6.5

Елизавета Петровна – бабушка-одуванчик 82 лет отроду. Она живет в своей симпатичной, но скромной квартире со взрослой дочерью, запустившей себя, и внуком, изводящим родственников своим несносным поведением. Когда умирает ее муж, старушка начинает разбирать его вещи и находит пачку писем, из которых узнает, что у супруга был роман с неизвестной ей француженкой, закончившийся рождением внебрачного ребенка. Не совсем понимая, как ей с этим примириться и жить дальше, Елизавета Петровна пускается во все тяжкие: то пытается придумать себе будущее с домом престарелых, то тянется к покупке ненужного ей экстремального тура. В попытках найти решение она начинает новую жизнь на закате старой.

«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева фото
«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева
Фото: Кадр со съемок фильма

В 2010-х, когда айфоны из предмета роскоши превратились в повседневность (для россиян – по крайней мере до 2020-х), любой мало-мальски думающий кинематографист задумался: если смартфоны стали снимать не хуже профессиональных камер, то что мешает снять на них кино? Первым широко известным примером подобного материала стала «Ночная рыбалка» от режиссера «Олдбоя» Пак Чхан-ука – психоделическая короткометражка, отхватившая приз на Берлинском кинофестивале. Потом был «Мандарин» Шона Бейкера, также отмеченный призами. В российском кино пионерами «мобильного кино» стали Максим Муссель и Борис Гуц – они же стали продюсерами дебютной картины Марии Шалаевой, тоже снятой на телефон.

«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева фото
«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева
Фото: Кадр со съемок фильма

И, честно говоря, это видно – и это самая большая проблема фильма. Одна из, но фильмы Гуца («Фагот», например), например, в которых чувствовался иной масштаб, все-таки смотрелись, как профессиональное кино. «Синдром жизни», эксклюзив онлайн-кинотеатра KION, смотрится, как любительский ролик, смонтированный прямо на телефоне – в нем сбоят ритм, мизансцены, качество съемки. Проблема ли это мобильной съемки или режиссерского таланта – трудно сказать, когда наблюдаешь за происходящим на экране телевизора; есть мысль, что, может, и смотреть его стоило на телефоне?

«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева фото
«Синдром жизни», реж. Мария Шалаева
Фото: Кадр со съемок фильма

Однако для маленького смартфонного междоусобчика в фильме задействована слишком большая для такого маленького экрана актриса. Светлана Немоляева – главный аттракцион фильма, его жизненная сила. Ее энергетика ищет в скромном драматическом потенциале сценария выход для огромного таланта – и становится невыносимой тяжестью для слишком простого, невыразительного фильма. История элегантной, но старой женщины, вдобавок, кажется, страдающей от деменции, подразумевает высказывание большего масштаба и просто не вмещает такую сильную харизму. Не совсем понятно, что нам с этим кино делать – наверное, только радоваться, что 84-летняя Немоляева не сбавляет темпов и продолжает сниматься.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров