«Садоводы» (2021) фото
{{ label }}

«Садоводы»: один из лучших сериалов уходящего года об убийственной любви к кино

Оливия Колман и Дэвид Тьюлис играют супружескую пару, которая 15 лет успешно скрывала факт убийства.
Анастасия Лабурец
|
21 Декабря 2021
2021
комедия, драма, криминал
Режиссер Уилл Шарп
Великобритания, США
IMDb7.3
Кинопоиск6.7
7.0

Сьюзен (Оливия Колман) и Кристофер Эдвардсы (Дэвид Тьюлис) — ничем не примечательная британская пара, некогда перебравшаяся во Францию. Оба — большие поклонники старых фильмов, а особенно французских, поэтому жизнь в стране их мечты казалась им совершенной сказкой. Увы, ожидания не совпали с реальностью: Кристоферу никак не дается французский язык, и все, что ему остается, — каждый раз во время собеседования неловко переспрашивать «Не могли бы вы повторить еще раз?». Сьюзен, кажется, дискомфорта не испытывает вовсе: несмотря на тяжелое финансовое положение, она позволяет себе потратить 150 евро на постер с ее любимым актером Гэрри Купером (точно такой же висел в детстве в ее комнате), уверяет мужа, что он со всем справится, а если вдруг что-то идет не так — погружается в мир кинематографических грез. В один из таких дней, когда Кристоферу вновь не удается получить желаемую должность, он звонит своей тетушке с просьбой одолжить денег и раскрывает страшную тайну, хранимую долгие годы: 15 лет назад они зарыли трупы родителей Сьюзен на заднем дворе. Так начинается сериал, который точно станет одним из лучших в уходящем году.

«Садоводы» (2021) фото
«Садоводы» (2021)
Фото: Кадр из сериала

К слову, основан он на реальных событиях. В 1998 году Сьюзен и Кристофер убили Уильяма и Патрицию Уичерли. Затем они сняли с их банковского счета около 245 тысяч фунтов стерлингов и все до копейки истратили на покупку памятных вещей, связанных с их любимыми актерами. В 2014-м пару арестовали и приговорили к 25 годам лишения свободы, однако Эдвардсы до сих пор утверждают, что убийства не совершали.

Несмотря на детективную подоплеку, сам факт убийства интересует создателей шоу меньше всего. Сценарист Эд Синклер и режиссер Уилл Шарп (последний в сентябре этого года дебютировал в большом кино с «Кошачьими мирами Луиса Уэйна») фокусируются на взаимодействии героев и их внутренних переживаниях. Единственно верным способом для Сьюзен и Кристофера осмыслить происходящее оказывается побег в мир кинематографичных фантазий. По мере того, как героиня начинает погружаться в свои воспоминания, сцены приобретают эстетику ее любимых фильмов. Первое свидание с Кристофером снято в стиле классической черно-белой мелодрамы, сцены убийства разыгрываются — в прямом смысле слова — как хорроры категории «B», а противостояние с полицией представляется вестерном, в котором супруг Сьюзен по канонам жанра непременно выступает в качестве образца мужественности, а сама она — хрупкой девы, ждущей спасителя.  

«Садоводы» (2021) фото
«Садоводы» (2021)
Фото: Кадр из сериала

«Садоводы» мастерски разрушают четвертую стену: герои смотрят прямо в камеру, комментируют события на экране, свободно переходят от декорации к декорации и позволяют начисто стираться временным рамкам. Привычные элементы жанра тру-крайм, когда автор сфокусирован на расследовании и анализе реальных преступлений, переосмысляется. Необычная форма подачи смотрится еще выигрышнее на фоне неутихающей популярности такого рода историй на стримингах и современном ТВ — только за 2021 год вышли такие шоу, как «Убийство в одном здании», «Каштановый человечек», а также продолжения культовых «Почему женщины убивают», «Декстера» и «Чисто английское убийство». Но «Садоводы» точно не грешат стереотипностью: за счет дробления серий на эпизоды, которые подаются то в черно-белом формате, то с использованием зеленых и алых цветофильтров в эстетике джалло-фильмов, а то и с намеренным применением зернистой пленки сериал превращается в дерзкую и оригинальную постановку, которая имеет полное право называться одной из (если не самой) необычных и достойных просмотра в уходящем году. 

«Садоводы» (2021) фото
«Садоводы» (2021)
Фото: Кадр из сериала

Настоящим преступлением было бы пройти мимо перформанса обладательницы «Оскара» Оливии Колман — к слову, роль Сьюзен была написана специально для нее — и ее коллеги по экрану Дэвида Тьюлиса. Герои, которые должны бы вызывать у зрителя неприязнь (они же убийцы!), заставляют проникнуться к ним симпатией. А как иначе, когда Колман воплощает образ милейшей женщины-одуванчика, а Тьюлис хоть отдаленно и напоминает австрийского маньяка Фрица Хонку, о котором Фатих Аким снял свою «Золотую перчатку», на деле же оказывается хрупким (это прилагательное в сериале будет употребляться не один раз) и заботливым мужчиной, любящим жену и бережно хранящим переписку с Жераром Депардье. Тем не менее оправдать героев в содеянном невозможно — это прекрасно понимают и Синклер с Шарпом, и Колман с Тьюлисом. Вместо этого они с присущим им гротеском и абсурдом растворяют супружескую пару в их собственном мире, где есть бесконечно трогательная любовь и нет жуткой реальности, которая так и норовит протянуть к героям свои лапы. 

«Садоводов» можно назвать метасериалом, который предлагает и своим персонажам, и зрителю стать его непосредственным участником. Кинематограф, как известно, живет по своим законам, поэтому мы с готовностью принимаем вызов. В конце концов, как говорил великий Федерико Феллини: «Вымысел — это единственная реальность». А кино, мы считаем, лучший ее проводник.

{{ label }}