«Поцелуй» фото
«Поцелуй»
Фото: Кадр из фильма

«Поцелуй»: честолюбивый офицер страдает от страсти и жалости на пороге большой катастрофы

Душно-воздушная экранизация единственного романа Стефана Цвейга. Режиссер – лауреат «Оскара» Билле Аугуст.
Ольга Маршева
|
07 Февраля 2024
2022
драма, мелодрама
Режиссер Билле Аугуст
Дания
IMDb6.5
Кинопоиск6.9
6.7

Молодой симпатичный лейтенант Антон (Эсбен Смед) отличается от своих товарищей. Другие офицеры, избалованные богатством и аристократическим происхождением, кутят в трактирах и сплетничают о сельских девицах, но Антон не из таких. Он беден, но благороден, у него есть свой персональный кодекс чести и (главное!) вечно страдающая совесть. Увидев застрявшую на дороге карету, Антон, не раздумывая, отправляет месить грязь своих солдат – и сам это делает вместе с ними. Пассажир кареты – местный барон (Ларс Миккельсен, брат того самого Мадса), впечатлившись, приглашает Антона на прием в свой замок. Там он знакомится с юной Эдитой (Клара Росагер), очаровательной девушкой, которая уже восемь лет прикована к постели – и будет, кажется, лежать так всю жизнь. Но сердце жаждет любви, и Эдита выбирает своей жертвой именно Антона. С печальными для обоих последствиями.

«Поцелуй» фото
«Поцелуй»
Фото: Кадр из фильма

«Нетерпение сердца» – единственный законченный роман Стефана Цвейга и безусловный шедевр, повествующий не столько о природе любви, сколько о природе жалости. «Все всегда от нее», – резюмирует в книге и фильме доктор Фабер, кажется, единственный здравомыслящий персонаж, даже внешне напоминающий другого доктора, Чехова. Жалость или гуманность, по мнению автора, бывает правильная и неправильная, полезная (честная и жесткая), и вредная (утешающая и льстивая). Антон выбрал именно второй вариант, погубив невинное создание. Именно с такой точки зрения подавались многочисленные экранизации романа, в том числе наша – с Максимом Матвеевым, снятая в формате мини-сериала.

Но датчанин Билле Аугуст («Пелле-завоеватель», «Оскар»-1987) рассказывает историю с совершенно другого ракурса. В трагическом финале «Поцелуя» виновны, безусловно, оба, но Эдита и ее окружение значительно больше. Каждое новое приглашение в замок становится для Антона все тягостнее, все невыносимее, но новые «друзья» давят на жалость, взывают к совести, смотрят укоризненно. Собственно, у него просто не остается выбора – точнее, выбор есть, но иллюзорный. Как риторический вопрос на первом ужине: «Что вы будете: кофе или чай? А впрочем, принесите и то, и другое». Юная Эдита (хотя не такая уж и юная: в отличие от романа, в фильме ей уже 26) быстро просчитывает, что путь к сердцу мужчины лежит не через бисквиты, а через больную совесть. 

«Поцелуй» фото
«Поцелуй»
Фото: Кадр из фильма

Проблема Антона в том, что он никого не хочет обидеть и никому не хочет отказывать. В конце концов, запутавшись в паутине чужих ожиданий, он перестает понимать, что нужно именно ему. Сцена поцелуя, давшего название фильму, открывает нам (и Антону) то, что мы и так знали: несмотря на весь эгоизм Эдиты, несмотря на ее дурные манеры и ловкое умение манипулировать, именно она – женщина его жизни. Но слишком поздно: где-то там, в двух тысячах километров от замка барона, только что убили эрцгерцога Франц Фердинанда, и мир с его балами и бисквитами будет разорван начавшейся мировой войной.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров