«Подражатель»: попытка российского ТВ сделать детектив про маньяков

Удалось ли сериалу от «России-1» переплюнуть своих «коллег» из онлайна?
Иван Афанасьев
|
24 Июня 2021
«Подражатель», реж. Сергей Комаров
Фото: Кадр из сериала

В Санкт-Петербурге совершено страшное преступление. Жестоко убит предприниматель: связан, а потом замотан в пищевую пленку на упаковочном складе. Почерк повторяет злодеяние, совершенное более двадцати лет назад серийной убийцей Анастасией Перевезенцевой. Следователь Иван Орехов привлекает к делу свою ученицу – Дарью Бравадину, чьи нестандартные методы помогают раскрывать самые запутанные преступления. Она с ходу предлагает сделать хитроумную рокировку – обратиться к Перевезенцевой, чтобы та помогла разыскать своего «подражателя».

Начинается новый сериал от «Смотрим», онлайн-платформы на базе телеканала «Россия-1», весьма бодро: холодная, слегка отстраненная режиссура в духе скандинавских детективов, действительно жуткое убийство, запечатленное в деталях (пусть и не мельчайших), любопытная завязка в духе фем-версии «Молчания ягнят». Непонятно, что же при таком раскладе могло пойти дальше не так, но оно не пошло, а прямо-таки загарцевало. Уже на первой же серии «Подражатель» превращается в очередное полицейское «мыло», отличающееся разве что большим количество кетчупа в сценах убийств. Которым сценаристы обильно сдабривают почти каждую серию, намереваясь, видимо, таким образом быть похожими на «Метод».

На самом деле, сериал, снятый еще в 2020-м, похоже, достали с полки, чтобы тихонько мимикрировать (подражать!) под заявленный ранее в работе ремейк французского сериала «Богомол» от START. Тоже есть серийная убийца, тоже женщина, тоже убивающая мужчин. Что ж, выглядит это примерно как если бы под богомола пытался замаскироваться кузнечик. По традиции мыльно-рыльной драматургии подобных сериалов, действие толчется на месте, подобно воде в ступе. В четырех с половиной декорациях (некоторые блистают совершенно вырвиглазным дизайном) персонажи ходят, что-то мямлят под нос, смотрят на трупы и раз в час делают глубокомысленные заключения. Вроде «он подражает – значит, он поклонник». Воу-воу, полегче, Шерлок! Ну то есть правда, как детектив сериал напоминает скорее набор вырезок из газеты «Криминал», чем серьезное произведение – сравните хотя бы со свежим «Хрустальным», если даже брать лишь российские сериалы.

Условность действа ощущают, кажется, и актеры. Евгений Дятлов отыгрывает ровно одну эмоцию в каждом кадре. Евгения Крюкова в роли экс-маньячки и вовсе не понимает, что делать: подергивает уголками губ, смотрит волчонком на следователей с типа загадочной улыбкой а-ля «я не Энтони Хопкинс, но стараюсь». Остальные персонажи, включая центральную, вроде бы, героиню Полины Филоненко и вовсе тут заместо говорящего интерьера. Парадоксально, но «Подражатель» больше всего напоминает неудачное сериальное продолжение «Молчания ягнят» – «Кларисса». Там тоже вроде попытались и в маньяков поиграть, и в феминизм, и в сложное следствие, но получилось, как всегда – журавля в небо, сову на глобус, «Настоящий детектив» на «Танцы на льду».

Новости партнеров