«Почка» (2021) фото
{{ label }}

«Почка»: российская комедия о вороватой чиновнице на пороге смерти

Сериал с Любовью Аксеновой, который загонит вас в интересную моральную ловушку.
Иван Афанасьев
|
20 Декабря 2021

Наталья Кустова – вороватая сотрудница пожарной инспекции, готовая раздеть догола всех и каждого, кто попадет под ее проверку. Безупречное знание правовых норм сочетается в ней с абсолютным безразличием к окружающим. Жизнь Кустовой состоит из денег, алкоголя и пренебрежения к своему удивительно преданному парню-МЧСнику, которому она еще и умудряется изменять. Все меняется, когда во время очередной плановой проверки анализов выясняется, что у Натальи отказали почки – совсем. Жить ей, даже по самым оптимистичным прогнозам, осталось от силы месяца три, и единственный способ избежать скорой смерти – найти донора, готового пожертвовать ей заветный орган. Само собой, сделать это – да еще и с репутацией героини, да еще и в России – становится квестом во многом невыполнимым.

«Почка» (2021) фото
«Почка» (2021)
Фото: Кадр из сериала

«Почка» – не то чтобы гениальное, но очень свежее и актуальное произведение, в котором сплачиваются в один единый механизм три главных порока современной России: коррупция, бюрократия и повальный эгоизм. Наталья – живой портрет нечистой на руку чиновницы, в которой сценаристы Мария Шульгина и Елизавета Тихонова (первая еще и выступила режиссером) пытаются найти что-то человеческое. Это не так-то просто, ведь героиня дает мало поводов для оптимизма: хабалистая мадам, привыкшая решать проблемы, скажем так, силовым методом, неожиданно сталкивается с тем, как собственные системы (что ценностей, что прав, что жизнеобеспечения) дают синхронный сбой. И справиться с этим (внезапно!) ей не под силу.

«Почка» заявляется как драмеди, но драмы тут однозначно больше, чем комедии. Это, кстати, интереснее всего: сериал постоянно подкидывает нам поводы посмеяться над героиней, ее злоключениями и нелепыми обстоятельствами в современной России, где взятки лежат даже в огнетушителях, а вот почек для жизни, увы, днем с огнем не сыщешь. И подбрасывает зрителю моральную дилемму: да, можно похохотать над потугами Натальи найти заветный орган, которые включают в себя самые отчаянные меры – от похода в церковь до бартера с квартирой и случайно встреченным гастарбайтером в магазине. Но не будет ли это злорадством? Легче всего смеяться над чужим горем, а смерть в самом расцвете сил – трагедия даже для самого отвратительного человека.

«Почка» (2021) фото
«Почка» (2021)
Фото: Кадр из сериала

Вот это и здорово в сериале KION: он не расставляет приоритеты на моральных весах самостоятельно. «Почка» подкидывает довольно обыденную, как может показаться на бумаге, но страшно абсурдную и до абсурда страшную ситуацию в реальности, предлагая зрителю самому найти ответы, как относиться к Наталье и ее попыткам заново выстроить отношения с окружающим миром перед лицом неотвратимой смерти. И хочется верить, конечно, что эгоцентричная мадам, не привыкшая ценить человеческую жизнь и достоинство, сохранит и то, и другое хотя бы в себе – желательно кардинально изменившись в процессе. Так что можно смело сказать, что «Почка» – редкий пример живого творения, а не безликого контента, наводнившего малые экраны. Потому что за моральной эволюцией Натальи смотреть куда интереснее, чем за, собственно, процессом, который ее вызывает.

{{ label }}