«Меч короля» фото
«Меч короля»
Фото: Кадр из фильма

«Меч короля»: эпичная историческая драма с Мадсом Миккельсеном

Впечатляющая экранизация хитового романа.
Иван Афанасьев
|
22 Февраля 2024
2023
драма, биография, история
Режиссер Николай Арсель
Дания, Германия, Норвегия, Швеция
IMDb7.7
Кинопоиск7.2
7.4

XVIII век, Дания. Людвиг фон Кален – бастард, рожденный вне брака простой кухаркой. После отставки он, несмотря на солидную выслугу лет, являясь всего лишь капитаном (видимо, сказалось происхождение), вызывается заняться безнадежным, на первый взгляд, делом: попытаться засеять малопригодные для фермерства поля Ютландии и заложить фундамент для новой колонии. Добро на это с позволения непросыхающего короля Фредерика V ему дает финансовая палата, чем страшно недоволен тезка правителя, окружной судья и землевладелец Фредерик Шинкель, на чьей территории Калену и разрешено выращивать картофель. С первых же дней он объявляет Людвига своим врагом и пытается вставлять ему палки в колеса – похоже, он чуть ли не единственный человек, который уверен, что у капитана-авантюриста получится освоить эти мертвые пустоши.

«Меч короля» фото
«Меч короля»
Фото: Кадр из фильма

Стоит сразу оговориться, что никакого «Меча короля» в фильме не будет – это вновь вольнодумие российских локализаторов, в оригинале фильм Николая Арселя называется «Бастард». Он основан на романе «Капитан и Энн Барбара» популярной в Дании писательницы Иды Йессен, стилизованном «под старину», с использованием специфической лексики того периода. В отличие от книги, фильм довольно традиционен в плане повествования. Арсель не впервой браться за костюмные картины: ранее он снял «Королевский роман» с все тем же Мадсом Миккельсеном. Как и экранизации: роман основан на одноименной книге Бодиль Стенсен-Лет, а позже режиссер снял и крайне неудачную «Темную башню» по Стивену Кингу. Что сказать: Арсель – мастер не эпика, а эпоса. Вот рассказы о прошлом ему даются с мастерством настоящего кинороманиста.

Уложить сложную, хитро выписанную историю бастарда Людвига фон Калена в два экранных часа ему и постоянному соавтору, лауреату премии «Оскар» Андерсу Томасу Йенсену («Рыцари справедливости») удалось блестяще. От фильма ждешь эпика (особенно глядя на название и постер), но это, скорее, эпос – неторопливая, слегка томная, а временами чертовски мрачная картина о том, как на почве из бюрократии пополам с беззаконием и собственного отчаяния прорастают ростки надежды. Людвиг фон Кален, как презрительно выразилась кинокритикесса Зинаида Пронченко, «бесконечно рыдает над картохой», но невероятно благодарное дело – суметь показать увлекательно такой, казалось бы, неинтересный процесс вроде засеивания заведомо нежилой почвы. Ведь это буквально кино про столкновение жизни и смерти – невероятного трудолюбия, света внутри и силы природы против тьмы зависти и коррупции.

«Меч короля» фото
«Меч короля»
Фото: Кадр из фильма

Главным недостатком фильма можно (но не нужно) назвать его «традиционность» – режиссура тут живописная, но, в основном, чисто функциональная. Все держится на сценарии и актерах. Зато последнее – однозначно один из главных плюсов фильма: Мадс Миккельсен в очередной раз доказывает, что он мог бы просто быть в кадре и давить своей скандинавской харизмой, но он делает гораздо больше, разыгрывая нюансированную, крайне выразительную роль. Симон Беннебьёрг в роли дворянина Фредерика временами слегка карикатурен, но это не картонный, а вполне ощутимый, выпуклый злодей. Преступная власть во плоти, противостоящая честному человеку. Короче говоря, если вы хотите посмотреть кино, снятое людьми, про людей и для людей, то «Меч короля» подарит вам немало удовольствия.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров